И. К. Бирюков
МОЛОКАНЕ В АМЕРИКЕ
1969
ПРЕДИСЛОВИЕ
Есть множество причин, почему жизнь молокан в Америке заслуживает того, чтобы быть описанной в книге; но самая главная, пожалуй, — это вероятность того, что третье и четвёртое поколения американских молокан не знакомы с истинной причиной эмиграции их предков из России, и как они — их предки — сумели выжить и сохраниться общиной на протяжении более шестидесяти лет в большом городе, изобилующем мирскими соблазнами. Возможно также, что они не знают, почему именно Соединенные Штаты Америки были выбраны в качестве места переселения, а не, скажем, Канада или Южная Америка; и почему была выбрана именно Южная Калифорния, а не Восточное побережье, где осели миллионы других иммигрантов. Какова была их жизнь в Лос-Анджелесе и как они могли сохраниться в то время, когда других переселенцев поглащали ассимиляция и растворение в местном населении? Несмотря на насмешки, они, следуя своим верованиям, носили бороды и русские крестьянские одежды, в то время как другие этнические группы подстраивались под местные обычаи; они бросали всё, чтобы побывать на похоронах родственников и друзей; бросали свою работу два раза в год, чтобы соблюсти два недельных праздника (не считая трех других однодневных). При этом им удавалось содержать свои очень большие семьи без общественной благотворительности или помощи из немолоканских источников.
Молокан, родившихся и выросших после окончания Второй мировой войны, это не очень удивляло, потому что процветание и полная занятость последние 25 лет создало впечатление, что так было всегда. Но на самом деле, в первые десять лет своей жизни в Америке, молокане периодически сталкивались с безработицей, — когда кормилец семьи считал, что ему очень повезло, если он работал в среднем четыре дня в неделю за 2 $ в день. Как им это всё удалось?
Данная книга пытается ответить на некоторые из этих вопросов. Это повествование основано на личных наблюдениях, на личных записях, письмах и документах автора, а также на информации, собранной от многих лиц преклонного возраста, помнивших описываемые события из жизни молокан в Америке. Это история о людях, которые были и являются уникальными среди всех этнических групп в районе Лос-Анджелеса.
ВВЕДЕНИЕ
Поход в Убежище
Пророчества Ефима Герасимовича Клубникина о наступлении Мировой войны и её последствиях, написанные им в юношеские годы в селе Никитино в 1855 году или около того. Страницы 636 и 651 книги «Дух и Жизнь»:
«Пойдутъ цари воевать на Китай, съ Китайской войны миръ будетъ взятъ съ земли. На Востоке будетъ сильная война, смешается кровь съ водою и съ Восточной войны разольётся гневъ по всей земле. Будетъ великiй плачъ и стонъ народовъ, кровь нещадно прольётся повсеместно. Настанетъ великое бедствiе и волненiе въ народахъ: мученiя, скорбь, казни и притесненiя. Великое бегство по всемъ местамъ: въ горы, ущелья, леса и въ иные земли. Разлука отца съ сыном, матери съ дочерью, мужа съ женою...»
и
«Воспоём громкую песнь о Походе въ место Убежища! Господь послалъ Ангеловъ съ трубою возвестить всему народу: Идти, идти въ Походъ — удалиться отъ мирскихъ заботъ! Станемъ твердо на ноги, Господь дастъ намъ помоги. Онъ — радость и крепость наша. Вестникъ съ неба летитъ, собираться въ Походъ велитъ. Разрешаются Ангелы на жестокую казнь и мученiя повсеместно по всей Вселенной».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 3. Попытки стать фермерами
Глава 5. Послевоенные трудности
Глава 6. Появление новых лидеров
на Главную