И. К. Бирюков

МОЛОКАНЕ В АМЕРИКЕ

1969

 

 

Глава 6

 

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

 

       Уход из жизни Филиппа Михайловича негативно отразился на братстве, лишившегося его благотворного влияния. Можно уверенно утверждать, что после его смерти братство уже никогда не было таким, как прежде. По сей день не нашлось человека, способного заменить его как толкователя веры, традиций, учения. Его смерть наступила в самый неподходящий момент, поскольку его авторитет был нужен как никогда. Это был период выдвижения новым поколением своих лидеров, старавшихся утвердиться изо всех сил.


       Нужно учесть, что наряду с Филиппом Михайловичем, почившим в возрасте 77 лет, старцы нескольких общин разделяли ответственность за эмиграцию в Америку. Они были такого же как и он возраста, а, следовательно, уже не так сильны, как прежде, и уже не могли держать бразды правления в своих руках. В результате им приходилось принимать всё новые и новые вызовы со стороны последующего поколения, а их сопротивление вызывало только новые разногласия.


       Не только подобные споры, но и желание найти способы их решения и средства погасить взамные обвинения — излишние, подчас язвительные, возникающие во время проведения собраний — подтолкнули три братства (а именно — Селимское во главе с пресвитером Василием Т. Сысоевым, Кармолиновское или Бечанакское во главе с пресвитером Никифором А. Юриным и Ольшанское во главе с пресвитером Давыдом П. Милосердовым) к объединению летом 1932 года.  Была одобрена новая идея церковного порядка, которая повлекла за собой существенные изменения в правах и обязанностях деятелей церкви и повлияла не только на братства Лос-Анджелеса, но и на все братства отдаленных общин Аризонской и долины Сан Хоакин.


       Общая численность молокан в трёх объединившихся братствах составила более 500 семей. Конечно, большое число вошедших в состав объединенного братства требовало просторного здания для проведения  собраний. Было решено купить участок на улице Ист-Сёд-Стрит (расположенной между улицами Боди-Стрит и Пекан-Стрит), где на собранные пожертвования в августе 1932 года началось строительство большого и красивого молитвенного дома.


       По мере продвижения строительных работ продумывались новые уставные нормы для объединённого братства. На этой стадии работы Афанасий Т. Безяев, вдохновленный Духом Святым, пророчествовал о дальнейшем развитии событий, но слова его не были утешительными. Не только он, но и другие пророки выражали неодобрение. Иван В. Сысоев предсказывал ужасные последствия объединения трёх братств в одно, а именно, что новое объединение откажется от некоторых принципов молоканской веры. Подобные предсказания вызвали значительный переполох, а также нескончаемые споры в общине.


       Тем не менее, строительство не останавливалось, и новый Устав был выдвинут на рассмотрение и одобрение. В феврале 1933 года близилось завершение работ, а на воскресенье 26 февраля   было назначено освящение нового молитвенного дома. Было решено, что в самый первый день на собрании должны присутствовать только члены братства и их семьи.


       Назначенный день выдался на славу — один из чудесных февральских дней, уже предвещающих весну, за которые Южная Калифорния особенно любима. Было тепло и очень солнечно, объединяющиеся братства собрались каждое в своём прежнем помещении: Селимское — на Саус-Пекан-Стрит, Ольшанское — в доме на Саус-Юта-Стрит, расположенном с тыльной стороны улицы,  и Кармалиновское в здании на Ист-Сёд-Стрит, непосредственно напротив новой постройки.


       Каждая группа должна была рассчитать время так, чтобы появиться в новой церкви ровно в одиннадцать. Произнеся последние молитвы в своих старых зданиях, группы вышли и, заполнив улицы, направились к назначенному месту встречи во главе с уважаемыми старцами, которые несли открытые Библии под песнопения избранных по случаю псалмов (напр., пс. 121 «Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень»).

 


На фото: Члены изначальной Селимской общины на Ист-Сёд-Стрит, идущие навстречу с двумя другими братствами в Первую Объединённую Церковь (Большая церковь). Два седобородых старца в белых костюмах с писаниями в руках, слева направо: Василий Тихонович Сысоев и Фома Степанович Богданов. 1933 год. Фото любезно предоставил Моррис М. Беляков.

(нажмите на рисунок для увеличения; повторное нажатие — возврат в исходное положение)

 

       Три группы подошли ко входу нового здания одновременно. Звучали радостные песнопения, мужчины и женщины в духовном порыве вздымали руки к небу. У входа братья, приготовившие пир, по традиции встречали их хлебом с солью. После соответствующих речей, произнесённых старцами, все вошли в здание, строго соблюдая при этом  положенный возрасту и чину этикет.


       Во время первой воскресной службы среди присутствующих не было гостей или молокан, не входивших в союз. Официальное освящение отложили до следующего воскресенья, для чего разослали приглашения в местные братства, а также во все молоканские общины в других  городах.


       В следующее воскресенье новая церковь была переполнена принявшими приглашение. От лица всех соседних общин прибыли многочисленные делегации. Каждая из них внесла свой денежный вклад, чтобы помочь оплатить строительство. Прибыла большая группа представителей местного правительства, возглавляемая мэром Лос-Анджелеса.

 


На фото: У входа нового здания Первой Объединённой Церкви на Ист-Сёд-Стрит в первый день Освящения церкви. Фото любезно предоставлено четой Котовых.

(нажмите на рисунок для увеличения; повторное нажатие — возврат в исходное положение)

 

       Многие пришли только из любопытства, поскольку это событие было первым подобного рода для молокан в Америке. По этому случаю были написаны новые песни. Михаил П. Пивоваров, один из возглавивших объединённую общину, произнес длинную вступительную беседу. После общепринятого моления последовали пожелания от гостей. Новому братству желали духовного благословения. 

       В трёх оставшихся общинах — Прохладной, Ахтинской и Старо-Романовской — мнения относительно объединения резко разделились. Большинство одобряли происходившее. Но многие очень сильно возражали и воздержались от участия в освящении нового молитвенного дома, аргументируя свое решение словами пророчества Афанасия Безяева. В нём говорилось, что новое братство распадется на три группы (им были даны неодобрительные названия), старцы которых — многоуважаемые Василий Т. Сысоев и Никифор А. Юрин скоро будут лить слезы раскаяния. Кроме того, имелось ещё пророчество Ивана В. Сысоева, который предсказал отказ новой общины от многих обрядов наших предков.


       Точка зрения противников нового объединения только укрепилась после того, как на освящении церкви был обнародован новый Устав. Согласно Уставу, кроме всего прочего, дела объединённого братства должны были регулироваться с помощью нескольких Комитетов. Один из  них отвечал за имущество церкви, сбор взносов и т. п., другой (под названием «Духовный Комитет») был ответственен за духовную жизнь общины. Духовному Комитету приходилось улаживать споры братьев, не допускать непокорных к богослужению до тех пор, пока не наступит мир и согласие в душах таковых, назначать достойных членов общины на церковные посты и обеспечивать порядок и согласованность действий во время службы. Устав также предписывал обязательное исполнение решений Комитета со стороны пресвитеров и старцев.


       Это был существенный отход от норм традиционного молоканского богослужения, поскольку новое устройство делало беспомощным авторитет пресвитеров, подчиняя их на деле приказам Комитета, членами которого были, как правило, молодые и неопытные в духовных вопросах братья.


       Ещё одним новшеством, ослабившим авторитет пресвитеров и старцев, было ежегодное (сроком на один год) избрание главного пресвитера. Он фактически сместил с должности самого пресвитера и его помощников, которых прежде назначали сами пресвитеры, когда возникала необходимость. Этим новшеством хотели добиться контроля над вызывавшими ожесточение спорами, возникавшими во время собраний.


       Сторонники этих изменений утверждали, что подобные правила необходимы, даже неизбежны для управления большим братством, а также что, освободившись от упомянутых мелких, но обременительных обязанностей, пресвитеры тем самым смогут уделять больше времени духовным нуждам общины.


       Так ли или иначе, это было новшеством, принятым единогласно, одобренным всей общиной и с которым пресвитеры молчаливо согласились скрепя сердце.


       Однако введённые правила стали новым яблоком раздора среди всего молоканского братства. Некоторым они казались найденной панацеей от всех болезней: стоит только избрать Комитет и в церкви наступит мир и согласие. Другие видели в новых правилах проклятие и суетность и всеми силами противились этому.  Эти рассуждения в результате привели к расколу в Прохладной, Старо-Романовской и Ахтинской общинах. Аризонская община тоже раскололась и оставалась разделённой в течение нескольких лет. Община долины Сан Хоакин, будучи целой физически, также не могла прийти к единому мнению.


       Несколько лет чувства были до такой степени накалены, что две стороны едва могли думать о братских отношениях. Но с течением времени становилось ясно, что новые законы сильны лишь в той мере, в какой люди по своей воле старались их исполнять. Стало также очевидным, что если пресвитер находил, что то или иное новое правило противоречит здравому смыслу или церковным традициям, то его решимость может успешно противостоять Комитету.


       Обеим сторонам пришлось осознать, что братство в целом не настолько многочисленно и сплоченно, чтобы отдельными группами выстоять против атак внешнего мира, и что многие проблемы, с которыми они сталкивались, могли быть решены только совместными усилиями. Это было особенно справедливо для 1940 года, когда в результате европейской военной экспансии, переросшей в конфликт мирового уровня, Конгресс США принял закон о воинской повинности, призывавший всех мужчин в возрасте 18-45 лет к регистрации на военную службу.  Чтобы справиться с этой проблемой требовались сплочённые действия всего молоканского братства, которому предстояло отстоять позицию своих членов как сознательных противников войны по религиозным убеждениям. 

 

Пред. (5 Глава) <<< Предисловие, Введение и Оглавление >>> След. (7 Глава)