История духовных царей в молоканстве
Со стороны кажется, будто Г-подь в XIX веке посеял в молоканстве несколько зёрен для взращивания царей и решил посмотреть, что из этого получится. Побеги дали только три семени, и лишь одно принесло плод (описаны только значимые в своё время лидеры в молоканстве).
1. Секта общих.
"Общие" — разветвление молоканства. Секта образовалась в первой трети XIX века в Саратовском Заволжье; к моменту переселения в Закавказье центрами деятельности стали сёла Яблонный Овраг и Тяглое Озеро Николаевского уезда Саратовской губернии. Самым известным лидером "Общего Упования" (самоназвание секты) был Михаил Акинфиевич Попов (1790-1873 гг.). Переселение последователей секты в Закавказье началось с 1833 г. и сконцентрировалось в Ленкоранском уезде Шемахинской губернии. Сам Попов прибыл в 1838 г. и с 1839 г. считается признанным главой "Общего Упования".
На первых порах влияние секты в Закавказье было сильное и даже, согласно Дингельштедта (гл. III ), на начальном этапе в неё входили ЛПС и МГР (ДЕ уже в 1845 г. критиковал секту: повести 49-56). Первые видимые проявления Духа произошли именно у общих.
Идейным ядром было ОБЩНОСТЬ имущества (согл. Деян. 2, ст. 44-45; 4, ст. 32), из-за чего секта представляла собой коммуну; за сходство с коммунизмом "общие" считались "вреднее" молокан.
Имелось своё тайное писание (т. н. "Новое Евангелие" или "Завет Духа Святого"), составленное из откровений, полученных сектантами свыше (не сохранилось).
Все верили, что Михаил Акинтьич — праведный царь, что он никогда не умрёт и что он, когда возвратится из сибирской ссылки (годы пребывания 1845-1867 в с. Иудино Минусинского округа Енисейской губернии), то восстановит 1000-летнее Царство и произведёт Суд; его считали тем самым князем Михаилом из книги пр. Даниила (гл. 12, ст. 1).
Попов до ссылки был образцом праведности — ещё в Саратовской губернии положил всё своё имущество в казну секты, а во время следствия вёл себя мужественно и поручался (брал ответственность на себя) за "духовных братьев". Однако в ссылке произошла метаморфоза — Попов превратился в обыкновенного капиталиста. По возвращению в Закавказье он, хотя и занимался благотворительностью, но в духовной жизни секты не участвовал — от его былого религиозного энтузиазма не осталось и следа. Перед смертью приказал похоронить его "в сторонке от кладбища на ровном поле" и распахать плугом место могилы.
В настоящее время секта "общих" не существует (материал взят из работ А. И. Клибанова (1910-1994 гг.), — последняго религиоведа, уделившем истории "общих" большое внимание).
2. Амурские прыгуны.
В Российской Империи было три области, куда выселялись (сначала по принуждению, потом добровольно) молокане и духоборы:
— в район реки Молочной (Мелитопольский уезд Таврической губернии Российской Империи, ныне — Мелитопольский район Запорожской области Украины); переселение происходило в первой четверти XIX века; сохранились до сего дня, но на грани исчезновения.
— в Закавказье, переселение началось во второй трети XIX века.
— на Дальний Восток (Амурская область — г. Благовещенск и близлежащий район по р. Зее); первый этап молокан прибыл в 1859 г.; потомки остались, но как вероисповедание было уничтожено Советской властью к 30-м годам XX века; мало известны остальным группам молокан, хотя были наиболее многочисленным массивом молоканских переселенцев в мире.
Среди амурских сектантов были прыгуны, но история зарождения прыгунства среди них неизвестна.
Царь, который должен быть открыть 1000-летнее Царство мира на земле, явился в с. Астраханке (11 вёрст от Благовещенска) в 1865 г. Имя ему — Василий Киреевич Попов (однофамилец), 28 лет. Объявил себя "Царём царей", что приняли все молокане его села, но через 4 дня, после сошествия на него Духа, был арестован. Признан вменяемым, по суду отправлен в ссылку в Якутию. По возвращению из ссылки было отказано в просьбе о водворении на прежнем месте жительства. Дальнейшая судьба неизвестна.
Описание начальных дней (со дня его явления до заключения под стражу), дней подследственного заключения и поведения на суде, показывает, что имело место действительно сильное духовное явление (по материалам статьи "Явление Царя царей", напечатанной в "Камчатских еп. ведомостях" за 1895 г.; статья представляет собой пересказ — в соответствующем обрамлении — прав. священником дела Амурского окружного суда "Объ экзальтированномъ состоянiи крестьянина д. Ново-Астраханки Василiя Попова").
3. Закавказские прыгуны.
Первое свидетельство о царствовании МГР получил в Никитино: "Вы это помните, где такъ было при сонме всего народа моего, съ простёртiемъ пророческихъ рукъ и со знаменiемъ надъ головою моею для того, чтобы ознаменовать меня Царёмъ всей вселенной" (4 МГР 4; 2).
Далее — два пророчества ЕГК:
а) Из кн. "Утренняя звезда", стр. 361 (в "ДиЖ" отсутствует):
(нажмите на рисунок для увеличения, повторное нажатие — возврат в исходное положение)
б) Из 9 МГР 15; 8-10 (цит. по оригиналу): О коемъ этомъ моемъ Царствiи ясно тогда юноша Ефимъ, сынъ Герасима Карповича, лично въ Духе истине сочинилъ о мне новую песнь въ такомъ содержанiи (и самъ напередъ пропелъ её въ воротахъ Матвея съ повторенiемъ дважды):
Новую песнь воспеваемъ,
Новую песнь воспеваемъ!
Царя духовъ прославляемъ,
Царя духовъ прославляемъ!
На 1000 летъ со Христомъ воцаряемъ,
На 1000 летъ со Христомъ воцаряемъ!
Слава Богу,
Слава Богу!
Третiе Лицо явилось,
Третiе Лицо явилось!
В 3-ей Книжице, датированной 1862 годом и которая является самой ранней из напечатанных (см. "Хронология Кн." ), видно, что в начальный период присутствует некая неопределённость во взглядах Помазанника ("А можетъ изъ этихъ двухъ пророковъ будетъ Помазанникъ..." (пов. 16, ст. 6)), и даже просьба об освобождении ("Прошу я васъ... узнайте это дело, нельзя ли постараться обо мне, утешить скорбь мою..." (пов. 2, ст. 10); "Ещё прошу васъ помолитесь за меня Богу, стобы Онъ меня избавилъ отъ сего места мученiя..." (пов. 3, ст. 16)). Однако Помазанник устоял до конца; нижеприведённый снимок представляет собой последний отчёт о МГР (Суздальскiй Спасо-Евфимiевъ мужской монастырь, 1876 г.):
(нажмите на рисунок для увеличения, повторное нажатие — возврат в исходное положение)
4. Вывод.
Сопоставление 3-ей Книжки с деятельностью Поповых (см. выше) показывает, что примерно в одно и то же время шло испытание кандидатов на Царство. Победитель известен.
на