Об авторе и книге "Молокане в Америке"

 

1) «Молокане в Америке» напечатана в 1969 г. в США на англ. языке за авторством Ивана Киреевича Бирюкова ("Molokans in America" by John K. Berokoff). Автор (1898-1972 гг.) — уроженец Воскресеновки (Армения), в  Лос-Анджелес переехал вместе с родителями в 1907 г.

 


 
2) По И. Бирюкову получается, что чуть ли не главныя черта молоканства — это пацифизм. Даже присутствие Св. Духа выглядит второстепенным. Его книга — частный взгляд на некоторые исторические моменты в жизни американских молокан; всеобъемлющей и объективной ее назвать нельзя. Для него МГР
очередной молоканский пророк, ничуть не выше того же Клубникина.


3) Данная книга подробно прокомментирована А. Коноваловым. Андрей, хотя и имеет образование, но заточен под критику максимизма. Поэтому его комменты — не то что с духовной, но и даже просто с научной точки зрения — практически ненужный мусор. Но иногда — очень редко — попадается и что-то интересное. Например, ниже представлен его взгляд на причины иммиграции — как и отказа от неё — молокан из России в США (и с этим взглядом не поспоришь):

 

Причины иммиграции :

1. Деятельность Е. Г. Клубникина и его последователей.


2. Удачный опыт переселения немцев-протестантов из России в США в 1870-х гг. (получили помощь и много бесплатных льгот в Америке).


3. Массовое переселение евреев в США (за период 1881-1914 гг. в Америке осело около 1,7 млн человек).


4. 1895-1898 гг. пацифистские выступления закавказских духоборов и их наказание. Их дальнейшее удачное переселение в Канаду.


5. Окончание периода освобождения от налогов и воинской повинности для переселенцев из России в Закавказские провинции.


6. Открытие Закавказской железной дороги и конец монополии русских сектантов на внутренние перевозки.


7. Начало революционных выступлений в начале XX-го века и связанные с этим беспорядки.


Причины отказа от иммиграции:


1. Пророчества о начале Царства возле Арарата, а не в каком-либо другом месте (деятельность не только молоканских пророков, но и движение немецких последователей Юнга-Штиллинга).


2. Начало демократических преобразований: отмена Крепостного права (1861 г.), расширение религиозных свобод (1904-1906 гг.) и пр.


3. Трудности натурализации в США, особенно с 1906-го г. (обязательное знание английского языка и пр., с 1906 го г. переселенцы из России получили статус «нежелательных эмигрантов»).

4) Американские молокане являлись передовыми в прыгунстве до начала 2000-х годов (как по взглядам, так и по сохранению исторических документов и преданий (ксерокопии оригиналов МГР — как и официальные печатные версии — всё шло от них; новые песни, особенно максимистские, — также от них ). Также совпало (а может это и естественный ход событий), что с началом потерей смысла ездить в Америку на заработки (или за лучшей жизнью), духовный интерес к американцам пропал (как и сами американцы к этому времени утратили запал и стали инертными). Так что Бирюков интересен только с исторической точки зрения — как стандартный шаблонный классический американский молокан-прыгун. 

 

5) Ну и плюс в копилку Ивана Киреевича — он не стал скрывать вечные молоканские дрязги и делёжки...

 

6) В предлагаемом переводе опущена глава «Дополнение», в которую вошли перепечатки некоторых официальных документов (периода I и II Мировых войн ) по вопросу взаимоотношений американских молокан с органами власти и др. организациями США.

на  Главную

на стр. Предисловие, Введение и Оглавление