НОВОСТИ


 

01 апр. 2021 г.

"Кто говорил через МГР"


 

04 мая 2021 г.

"Заметки"  

 

10 июля 2021 г.

Ст. "Кто говорил через МГР" заменена на ст. "Два вопроса"  

* * * * *

 

 

Последнее обновление на сайте:

12.  07.  2021

 

 

 

* * * * *

 

 

 

О Сионском Песеннике

 

       Сионский Песенник — это название сборника песнопений молокан-прыгунов. Однако следует заметить, что настоящие Сионские песни поются Духом и в Духе — и их, действительно, никакой ошуйный мир не может навыкнуть (3 МГР 9, 14; 4 МГР 10, 7; 10 МГР 9, 5 и др.). С этой точки зрения словосочетание "Сионский Песенник" является не совсем адекватным названием, ибо напечатанный текст может прочитать любой, а при желаниии — и спеть.

 

       Песенник разрастается от издания к изданию, и его качественное и количественное пополнение никем и ничем не регламентируется, кроме личной инициативы издателей. Которые к тому же давно перестали быть единой группой, ибо друг с другом никак не связаны. И к "духовности" которых возникают некоторые вопросы, — ибо на сегодняйший день в Сионский Песенник входят не только прыгунские песни, но и песни, противоречащие взглядам прыгунов, а также песни других конфессий, и даже стихи мирских авторов.

 

       Классифицировать все песни Песенника по принадлежности к определенным конфессиям не представляется возможным — из-за отсутствия соответствующих данных (автороство, время создания и т. д.). Тем не менее можно выделить некоторые группы песен, довольно явственно отличающихся друг от друга (по стилю и смысловому содержанию).


 
———————————————


 
1. Старинные духовные стихи , распеваемые на Руси задолго до появления молокан (
даже мотив песен соответствующий — плачевный, жалобный и тягучий):


- 168 — "Адам, Адам, человек первый";

- 219 — "Не унывай, не унывай, душа моя";

- 488 — "О вы голуби, о вы сизые".


 
———————————————


 
2. Хлыстово-скопческие песни (
секты хлыстов и скопцов также возникли раньше молокан).  Их легко узнать — от их мелодий и текстов веет стариной; они содержат элементы хлыстовского фольклора, не употреблявшиеся прыгунами (напр., их собрания назывались кораблём или зелёным, духовным, Божьим садом, пророчествовать значило трубить в трубу, место собрания именовалось Сионской горницей и пр.); широко использовались образы и из простонародного фольклора (члены собрания именовались детушками, добрыми молодцами, краснопевушками, древами, веточками, цветочками и пр.). Традиция заканчивать наши песни строчками "Богу слава и держава во веки веков. Аминь" пришла к нам именно от хлыстов. Примерами хлыстовских песен могут служить следующие:


- 108 — "Царство, царство, духовное царство";

- 157 — "У Давыда во дому";

- 174 — "Царство, моё Царство";

- 175 — "Бог помочь тебе, добрый молодец";

- 186 — "Бог богов с нами";

- 187 — "Величай, душа моя, Господа".


 
———————————————


 
3. Собственно прыгунские песни, составленные во время зарождения прыгунства (
также отличаются своеобразным стилем); наиболее типичные:


- 1 — "Зрите, войны вы Христовы";

- 10 — "Заверяем, заверяем";

- 12 — "Восстань, восстань, невеста";

- 15 — "Сижу в духе размышляю";

- 23 — "Идёт радость вечная";

- 34 — "Члены Сиона, пробуждайтесь";

- 39 — "Храбрые воины, выходите";

- 40 — "О, сестра моя невеста";

- 48 — "Возвожу очи я на небо".


 
———————————————


 
4. Песни секты "Новый Израиль " (
секта к прыгунам никакого отношения не имеет, её песни отличаются христианским патриотизмом и излишней самоуверенностью):


 
- 315 — "Труби, Сион, трубою";

- 423 — "Мы духовно возрождёны";

- 426 — "Жизнь новая настала".


 
———————————————


 
5. Целый корпус баптистских песен (
а также пятидесятнических, песен Армии Спасения, адвентистов и прочих протестантов, включая творения наших доморощенных авторов, писавших в том же духе) — порядка нескольких сотен, слащавых и составленных по правилам версификации (т. е. по правилам стихосложения). Являются продуктом западного менталитета. Наиболее популярные из них:


- 206 — "Иерусалим прекрасный";

- 351 — "Воспойте в восторге сердечном";

- 386 — "Помни Господа всегда";

- 489 — "Я искал так много лет";

- 612 — "Не в словах молитвенных речей";

- 623 — "Будьте бодры, всегда молитесь";

- 701 — "Я люблю Тебя, Боже, люблю всей душой";

- 842 — "Наша жизнь коротка";

- 885 — "Я хочу не богатства";

- 1048 — "Для церкви мы желаем";

- 1052 — "Стражи Сиона, вы громко трубите".


Некоторые из этих песней стали уже практически частью обряда:


похоронного:

— "Радостно, радостно шествую в путь" (№ 486);

на кстины:

— "Дети юные идите" (№ 514, представляет собой вторую половину протестансткой песни "Церковь Божья, поднимайся!", которая — только в изданиях 2008 и 2009 гг. — находится под № 1104),

— "Дети, ко Христу придите" (
№ 609, у протестантов — "Грешники, к Христу придите").


 
———————————————


 
6. Заимствованные из Православия (
Православие — очень консервативная религия, поэтому творения инославных авторов не приемлет):


- 719 — "Выйду я на новую дорогу";

- 416 — "Житейское море играет волнами".


 
———————————————


 
7. Прочие :


- 306 — "Воспоём мы громко о великом князе Евгении" — отголосок некогда былой популярности у молокан книг немецкого мистика И. Юнг-Штиллинга (1740-1817 гг.);

- 414 — "Дружно с надеждой на Бога" — переработка стихотворения "Смело, товарищи, в ногу", написанного русским социал-демократом Л. П. Радиным (
1860-1900 гг.) в 1896 г.;

- 483 — "Земля трепещет и сверкает" — основой послужило стихотворение "По прочтении псалма" русского поэта А. С. Хомякова (
1804-1860 гг.);

- 592 — "Вечерний звон" — вольный перевод одного из стихотворений Томаса Мура (1779-1852), выполненный русским поэтом И. Козловым (
1779-1840 гг.) в 1827 году;

- 504-Г — "Аллилуйя, Бог пророков" — песня иеговистов-ильинцев (
последователей капитана Ильина).


 
 
———————————————


 
P. S.


1. Совершенно очевидно, что претензии типа "Это не мы у них заимствовали, а они — у нас" не обоснованы: не существует ни одного иноконфессионального сборника, в котором — хотя бы в минимальном количестве — входили молокано-прыгунские песни.

2. На вопросы — "Является ли песня из Сионского Песенника действительно Сионской, если ее пение сопровождается действием Духа?" и "Является ли песня Сионской, если она открыта (
т. е. составлена) по Духу?" — скорее всего ответ должен быть отрицательным (см. пункт 3).

3. По совокупности фактов в Сионском Песеннике сионское — только его название. И как на самом деле поются Сионские песни мы можем только догадываться, ибо "...умолкли въ Нёмъ все песни горы Сiона" (
14 МГР 1; V). Имеющиеся случаи распевания некотороми пророками песен (на иных языках) назвать сионским пением — из-за отсутствия действительного образца — представляется затруднительным.

 

на Главную