О Сионском Песеннике
1. Вступление
Сионский Песенник — это название сборника песнопений молокан-прыгунов. Однако следует заметить, что настоящие Сионские песни поются Духом и в Духе — и их, действительно, никакой ошуйный мир не может навыкнуть (3 МГР 9, 14; 4 МГР 10, 7; 10 МГР 9, 5 и др.). С этой точки зрения словосочетание "Сионский Песенник" является не совсем адекватным названием, ибо напечатанный текст может прочитать любой, а при желаниии — и спеть.
Песенник разрастается от издания к изданию, и его качественное и количественное пополнение никем и ничем не регламентируется, кроме личной инициативы издателей. Которые к тому же давно перестали быть единой группой, ибо друг с другом никак не связаны. И к "духовности" которых возникают некоторые вопросы, — ибо на сегодняйший день в Сионский Песенник входят не только прыгунские песни, но и песни, противоречащие взглядам прыгунов, а также песни других конфессий, и даже стихи мирских авторов.
У составителей последних изданий наличествует явный крен в сторону баптизма.
2. Состав песен
Классифицировать все песни Песенника по принадлежности к определенным конфессиям не представляется возможным — из-за отсутствия соответствующих данных (автороство, время создания и т. д.). Тем не менее можно выделить некоторые группы песен, довольно явственно отличающихся друг от друга (по стилю и смысловому содержанию).
———————————————
1. Старинные духовные стихи, распеваемые на Руси задолго до появления молокан (даже мотив песен соответствующий — плачевный, жалобный и тягучий):
- 168 — "Адам, Адам, человек первый";
- 219 — "Не унывай, не унывай, душа моя";
- 488 — "О вы голуби, о вы сизые".
———————————————
2. Хлыстово-скопческие песни (секты хлыстов и скопцов также возникли раньше молокан). Их легко узнать — от их мелодий и текстов веет стариной; они содержат элементы хлыстовского фольклора, не употреблявшиеся прыгунами (напр., их собрания назывались кораблём или зелёным, духовным, Божьим садом, пророчествовать значило трубить в трубу, место собрания именовалось Сионской горницей и пр.); широко использовались образы и из простонародного фольклора (члены собрания именовались детушками, добрыми молодцами, краснопевушками, древами, веточками, цветочками и пр.). Традиция заканчивать наши песни строчками "Богу слава и держава во веки веков. Аминь" пришла к нам именно от хлыстов. Примерами хлыстовских песен могут служить следующие:
- 108 — "Царство, царство, духовное царство";
- 157 — "У Давыда во дому";
- 174 — "Царство, моё Царство";
- 175 — "Бог помочь тебе, добрый молодец";
- 186 — "Бог богов с нами";
- 187 — "Величай, душа моя, Господа".
———————————————
3. Собственно прыгунские песни, составленные во ВРЕМЯ ЗАРОЖДЕНИЯ прыгунства (также отличаются своеобразным стилем); наиболее типичные:
- 1 — "Зрите, войны вы Христовы";
- 10 — "Заверяем, заверяем";
- 12 — "Восстань, восстань, невеста";
- 15 — "Сижу в духе размышляю";
- 23 — "Идёт радость вечная";
- 34 — "Члены Сиона, пробуждайтесь";
- 39 — "Храбрые воины, выходите";
- 40 — "О, сестра моя невеста";
- 48 — "Возвожу очи я на небо".
———————————————
4. Песни секты "Новый Израиль" (секта к прыгунам никакого отношения не имеет; её песни отличаются христианским патриотизмом и излишней самоуверенностью):
- 315 — "Труби, Сион, трубою";
- 423 — "Мы духовно возрождёны";
- 426 — "Жизнь новая настала".
———————————————
5. Целый корпус баптистских песен (а также пятидесятнических, песен Армии Спасения, адвентистов и прочих протестантов, включая творения наших доморощенных авторов, писавших в том же духе) — порядка нескольких сотен, слащавых и составленных по правилам версификации (т. е. по правилам стихосложения). Являются продуктом западного менталитета. Построены на принципах ЖЕНСКОЙ психологии (когда эмоции и чувственные впечатления первичны, — проще говоря, отучают думать). Не являются духовными (т. к. общепринятые нравственные — т. е. ДУШЕВНЫЕ — свойства и понятия просто-напросто оформляются ДУХОВНЫМИ словами). Наиболее известные из них (нумерация в скобках дана по сборникам "Песнь возрождения" (ПВ) (песни еванг. христиан, четвёртое изд. 2010 г.), "Псалмы Сиона" (ПС) (песни адвентистов 7-го дня)):
- 206 — "Иерусалим прекрасный" (ПВ-526);- 351 — "Воспойте в восторге сердечном" (ПВ-1330);
- 386 — "Помни Господа всегда" (ПВ-300);
- 489 — "Я искал так много лет" (ПВ-405);
- 612 — "Не в словах молитвенных речей" (ПВ-48);
- 623 — "Будьте бодры, всегда молитесь" (ПВ-25);
- 643 — "Сокрой своё горе" (ПВ-2324, ПС-198);
- 701 — "Я люблю Тебя, Боже, люблю всей душой" (ПВ-32, ПС-118);
- 704 — "День Господень наступает" (ПВ-891, ПС-343);
- 764 — "Покрытый ранами, поверженный во прахе" (ПВ-123, ПС-91);
- 842 — "Наша жизнь коротка" (ПВ-618);
- 885 — "Я хочу не богатства" (ПВ-549);
- 1048 — "Для церкви мы желаем" (ПВ-1476);
- 1052 — "Стражи Сиона, вы громко трубите" (ПС-271).
В качестве примера глубокого проникновения баптистских взглядов в сознание прыгунов можно привести карсинских молокан (последние остатки молокан, переехавших из Турции в Россию в 1961-1962 гг.), у которых баптистские песни стали частью обряда:
на кстины:
- "Дети юные идите" (поют на вынос младенца на круг перед столами; в Сионском Песеннике — № 514, а также в изданиях 2008 и 2009 гг. представляет собой вторую половину песни № 1104 "Церковь Божья, поднимайся!", которая начинается с 6-го куплета со слов "Девы юные идите"; в "Песни возрождения" — № 1826 "Церковь Божья, поднимайся" также с 6-го куплета со слов "Девы юные бегите").
брачного:
- "Любезные дети, будьте вы умны" (поют после столов на путь молодым, после этой песни брак считается формально завершённым; в Сионском Песеннике — № 498; по всей видимости, является плодом некоего молоканского автора — стиль и смысл чисто прыгунский, к тому же и в инославных песенниках, как и вообще в интернете, данную песню обнаружить не удалось; история создания и авторство не сохранились; чисто ДУШЕВНАЯ песня в ДУХОВНОЙ оболочке).
похоронного:
- "Радостно, радостно шествую в путь" (поют на вынос покойника из церкви для следования на кладбище; в Сионском Песеннике — № 486; в "Песне возрождения" — № 502);
———————————————
6. Заимствованные из Православия (Православие — очень консервативная религия, поэтому творения инославных авторов не приемлет):
- 719 — "Выйду я на новую дорогу";- 416 — "Житейское море играет волнами";
- 819 — "Ты не пой, соловей" (только в СП первого изд. 2004 г.).
———————————————
7. Прочие :
- 306 — "Воспоём мы громко о великом князе Евгении" — отголосок некогда былой популярности у молокан книг немецкого мистика И. Юнг-Штиллинга (1740-1817 гг.);- 414 — "Дружно с надеждой на Бога" — переработка стихотворения "Смело, товарищи, в ногу", написанного русским социал-демократом Л. П. Радиным (1860-1900 гг.) в 1896 г.;
- 483 — "Земля трепещет и сверкает" — основой послужило стихотворение "По прочтении псалма" русского поэта А. С. Хомякова (1804-1860 гг.); также входит в "Песнь Возрождения" под № 125 и в адвентистские "Псалмы Сиона" под № 25.
- 592 — "Вечерний звон" — вольный перевод одного из стихотворений Томаса Мура (1779-1852 гг.), выполненный русским поэтом И. Козловым (1779-1840 гг.) в 1827 году;
- 504-Г — "Аллилуйя, Бог пророков" — песня иеговистов-ильинцев (последователей капитана Ильина).
- 597 — "Коль славен наш Господь в Сионе" — стих М. М. Хераскова (1733-1807 гг.). Данное произведение, к которому в 1794 г. композитор Д. Бортянский (1751-1825 гг.) написал мелодию, являлось неофициальным гимном Российской Империи с конца XVIII века до 1830-х годов.
3. Песенник — пример хульной литературы
Один из видов хулы — Смесь святого и проклятого ("...зерно и мякина есть одна куча или святъ и проклятъ одна блудня" — 12 МГР 5, 3); собственно, по этой причине и произошёл Потоп. Сионский Песенник полностью отвечает этому критерию, — наряду с максимистскими песнями присутствует отрава. Например, те же баптистские песни, — их вред заключается в формировании сознания, в которое учение Помазанника просто не вольётся. Поэтому певец, поющий наряду с максимистскими песнями и баптистские (а таковых певцов — 100 %), ГАРАНТИРОВАНО не понимает учение МГР и способствует непониманию других.
P. S.
1. Совершенно очевидно, что претензии типа "Это не мы у них заимствовали, а они — у нас" не обоснованы: не существует ни одного иноконфессионального сборника, в котором — хотя бы в минимальном количестве — входили молокано-прыгунские песни.
2. Из п. 1 следует, что молокане не способны к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ духовному поиску: весь их духовный поиск сводится к вопросу "Кого копировать (обрядовых старцев, пятидесятников, баптистов и т. д.)?"
3. На вопросы — "Является ли песня из Сионского Песенника действительно Сионской, если ее пение сопровождается действием Духа?" и "Является ли песня Сионской, если она открыта (т. е. составлена) по Духу?" — дать односложный ответ не получается.
4. По совокупности фактов в Сионском Песеннике сионское — только его название. И как на самом деле поются Сионские песни мы можем только догадываться, ибо "...умолкли въ Нёмъ все песни горы Сiона" (14 МГР 1; V). Имеющиеся случаи распевания некотороми пророками песен (на иных языках) назвать сионским пением — из-за отсутствия действительного образца — представляется затруднительным. — Скорее всего, это всего лишь плод пядисятничества.
на Главную