Песня № 306

 

     Наличие этой песни в нашем Песеннике доказывает утверждение некоторых исследователей о том, что некогда былой популярностью среди молокан пользовался немецкий писатель-мистик И. Юнг-Штиллинг (1740-1817). Этот мистик сыграл не последнюю роль в том, что в первой половине XIX века толпы русского народа добровольно переселялись в Закавказье. В настоящее время Юнг-Штиллинг прочно забыт.


—————————————

 


Воспоемъ мы громко о великомъ князе Евгенiи
И о прекрасной его супруге Уранiи...

так начинается эта песня.
 
     Евгений — главный герой его мистической повести «Тоска по Отчизне» (русский перевод сделан в 1818 г.), Урания — аллегорический образ небесной истины. Приведём несколько цитат, дающих общее представление как о героях повести, так и о самом произведении:
 

«Первая книга первой части "Тоски по Отчизне" заключаетъ въ себе исторiю христiанина Евгенiя Остенгейма отъ первой мысли его о странствованiи до обрученiя с Уранiею Софiею Богодарою. Достопримечательнейшiе случаи въ ней суть следующiе: 1) возбужденiе тоски по Отчизне при воззренiи на бедного Священника; 2) явленiе Горняго Жителя; 3) вступленiе въ путь; 4) явленiе Угроза Световостокова въ гостинице; 5) приключенiя вдовы Сердцеправы; 6) встреча съ Евреемъ; 7) обрученiе съ Уранiею въ уединенномъ пустынномъ доме»;
 
«Небесную истину, съ коей христiанинъ долженъ навеки сочетаться, я представилъ подъ именемъ Уранiи Софiи Богодары. Уранiя Софiя на греческомъ языке значитъ небесная мудрость; Богодара — то же, что и Благодатная. И подлинно, сiя небесная мудрость есть туне даруемая благодать во Христе Иисусе»;
 
«Посвященiе христiанина Остенгейма въ вечеру седьмого дня среди развалинъ разрушенного зданiя, где онъ получаетъ новое имя Евгенiй (Благородный), есть прообразованiе нового, духовного рожденiя, когда небесная истина въ человеке приемлетъ владычество вместо чувственности. Изображенiе сего великого измененiя или возрожденiя... оканчивается соединенiемъ Уранiи с Евгенiем»;
  
«Сочетанiе Евгенiя съ Уранiею есть не что иное, какъ существенное излиянiе Духа Святого, крещенiе Духомъ, запечатленiе Духомъ во истину».

 

—————————————

 

     Довольно необычно для молокан выглядит следующий отрывок из этой песни:

 

И покатится камень Шелохъ,
Соберетъ всех Господь Богъ.
И пойдутъ въ место обетованiя
Изо всехъ странъ изъ Германiи... — 

 

     Единственное приемлемое толкование (из найденных) на слово "Шелох" следующее: в синодальной Библии слово "Шелох" (другие варианты произношения на древнееврейском — "Шило" и "Шилог") переведено как "Примиритель" (Быт. 49; 10 ), — что прекрасно вписывается в контекст 306-ой песни.  
     В XVI веке в Германии началась (и распространилась на всю Европу ) Реформация, — религиозное движение, приведшее к возникновению протестантизма. Предшественников протестантизма — Моравских братьев (гернгутеров) — Юнг-Штиллинг считал  Женою, облеченной в солнце. В первой половине XVIII века Моравские братья, после их разгона и рассеяния, переживают возрождение и расцвет, что и дало Юнгу-Штиллингу повод утверждать, что «...въ семъ смысле Евгенiй представляетъ истинную церковь Христову... а обрученiе его съ Уранiею совершилось въ половине восьмогонадесять столетiя...».

 

—————————————

 

     Евгений и Урания также мимоходом упоминаются и в других книгах Штиллинга — «Победная повесть, или торжество веры христианской» (русс. перевод 1815 г.; Евгений прямо назван сыном Жены, облеченной в солнце. В этой книге автор, используя в качестве единицы времени т. н. «пророческую милю», равную 111 годам, указывает на возможность Второго пришествия Христа в 1836 г. и делает намек на то, что это пришествие должно быть в районе Арарата) и «Угроз Световостоков» (русс. перевод 1806-1811 гг.; рассуждается, как отличить истинного Евгения от обольстителя).
 
     Кроме того, Урания упоминается и в песне «Первый воинъ идетъ...», которую распевали закавказские прыгуны и которая ныне отсутствует в Сионском Песеннике, но которую упоминает Н. Дингельштедт в своей книге «Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту » (1885 г. ):

 

Какъ тому Уранiя
Будетъ ему равная...

—————————————

 

     В статье П. Ф. Шубина "MOLOKAN CHRISTIAN BROTHERHOOD OF AMERICA" ("Братсво христиан молокан в Америке", 1963 г.), посвященной истории молокан и их выходу в Америку, упоминается "Угроз Световостоков"; причем Шубин авторство приписывает принцу Евгению и его жене Урании. Относясь к этой книге как к некоему священному писанию, Шубин все описания и толкования на Жену, облеченную в солнце, относит к церкви молокан.

 

—————————————

 

     Очень интересны следующие два замечания советского исследователя А. И. Клибанова, высказанные им в своей статье "К характеристике идейных движений в среде государственных и удельных крестьян в первой трети XIX века" (1976 г.):

 

1) "В фонде департамента общих дел МВД нам многократно встречались указания, что "Победная повесть" Юнга-Штиллинга распространена была в списках среди последователей молоканства... во второй трети XIX века".

2) "Прослеживается прямая перекличка между "Сионской книжкой" Ф. О. Булгакова (Давыда Ессеевича) и "Победной повестью..." Юнга-Штиллинга. Мы не ставим задачей сравнительно-текстологическое исследование сочинений Юнга-Штиллинга и Булгакова и ограничемся приведенными примерами, умножить которые не составит труда:

 

Юнг-Штиллинг

ДЕ

        Но будутъ и такiе, которые захотятъ внутренно остаться христiанами, но изъ страха станутъ поклоняться зверю наружно, и примутъ на руку и чело свое начертанiе его, и за то сохранятъ гражданскую свободу, право покупать и продавать... Однако участь сихъ бедныхъ будетъ ужасна!(стр. 408)

       ...И многiе изъ нихъ въ то время захотятъ только внутренно быть христианами, а по наружности страха ради приклонятся къ оному мучительному монарху и примутъ его начертанiе. За то избавятся отъ гоненiя и удостоятся пространной свободы. Однако же наконецъ ужасная будет таковымъ участь... (стр. 98)

        Впрочемъ, мне кажется вернымъ, что будетъ также и место убежища, куда милосердный Отецъ укроетъ малое стадо верных Своих от страшной сей грозы... (стр. 385)

       Таковыхъ Господь соберетъ заблаговременно со всехъ странъ света въ место убежища, уготованное имъ отъ Бога... (стр. 86).

 

 

—————————————

 

Ещё одно интересное сравнение:

 

Юнг-Штиллинг

3 МГР 22, 13-14

       Куда можетъ вести путь сей, какъ не къ тому месту, где правда веры запечатлевается и где Рыцарь Креста долженъ неразлучно навеки соединиться съ небесною истиною, яко достойный сего союза. Истина посредствомъ его, а онъ — ею, должны подвизаться въ великомъ труде ко благу рода человеческого, и Рыцарь Креста чрезъ сiе сочетанiе творится духовнымъ наследникомъ престола Давидова, Соломонова, Христова. Онъ призванъ возсесть на престоле со Христомъ и въ сiе ещё время боренiя вступать на духовное царственное поприще, дабы приобретать Царю всех царей подданыхъ и соделаться достойнымъ ожидающего его славного венца…

       Посмотрите на меня, как я, ваш испоручник горы Сiона, в Духе Рыцарь креста заточенiя, неустрашимо вышел с обнажённым мечом против врага на ратное поле за имя Царя царей, то есть за Святой Дух и братскую любовь, в един союз ко всеобщему миру 1000-летняго благодатного царства Христова на земле и вас, верных Ему, с Ним!

 

на  Главную