Полина Матвеевна Сливкова
Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.
Глава 9
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
В этой главе я исследую, как Интернет используется для установления общинной идентичности молокан в диаспоре. На сайтах молокан оспариваются устные истории и традиции, иерархические структуры и гендерные конструкции. Патриархат и церковное руководство подвергаются сомнению, и женщины обнаруживают, что у них есть голос в социальной сфере молокан за пределами их домов. Сайты также предоставляют молоканам пространство для изучения дискурса и истории преследований, сопротивления и преобразований.
ИНТЕРНЕТ
В этом разделе я утверждаю, что Интернет предоставляет людям доступ к людям со схожими интересами, предоставляет форум, на котором пользователи могут развивать чувство общности, и способствует формированию идентичности молокан посредством обсуждения и распространения информации. В целом, администраторы интернет-форумов для обсуждения пытаются сделать свои сайты доступными и удобными для пользователя, чтобы непрофессиональные пользователи компьютеров могли комфортно перемещаться по их сайтам.
Антрополог Ричард Шефер (Schaefer, 2002 г.) обсуждал преимущества анонимности в Интернете. Он подчеркивает, что для тех, у кого есть доступ к Интернету, дискуссионные форумы предоставляют людям возможность вступать в контакт с другими в глобальном масштабе, тем самым преодолевая проблемы инвалидности, ограниченной мобильности, экономические проблемы или географической изоляции. Это — преимущество для молоканских женщин, поскольку в патриархальной организации молоканских общин они не могут официально участвовать в формальной сфере. Для молокан в целом Интернет также действует как средство связи людей, которые чувствуют себя изолированными от единоверцев или соплеменников, разбросанных на больших расстояниях.
В Интернете есть четыре дискуссионные группы, базирующиеся в Соединённых Штатах: Molokan.net, Molokan.central, MolokaniNarod и MolokanUnderground.
Я услышала о Molokan-Underground в 2002 году, когда получила приглашение подать заявку на членство от участника с этого сайта, который находился в Западной Австралии. MolokanUnderground — это закрытый чат, и членство в нём было только по приглашению. Я решила не добиваться членства, поскольку более частный характер этого сайта означал, что данные должны быть исключены по этическим причинам. Я также считала, что их желание проверить всех новых участников может проистекать из их подозрения в мотивах нечленов.
Остальные три сайта являются публичными и посещаются многочисленными (молоканскими и немолоканскими) «скрытыми» людьми, которые посещают сайты, но не взаимодействуют с другими участниками. В некоторых случаях скрытые выражают свое мнение относительно эмоциональных, грубых или бессмысленных аргументов, которые ведут участники этих сайтов. Следовательно, все участники знают, что их сообщения открыты для общественного контроля. Это становится очевидным, когда администраторы веб-сайта публикуют количество «посещений», полученных сайтом, в сравнении с количеством участников, и когда наблюдатели высказывают свои мнения в дискуссионной группе. Чтобы стать участником, заявитель должен идентифицировать себя (имя и адрес электронной почты) веб-мастеру, и обычно его имя указывается на странице веб-сайта.
Участники молоканских дискуссионных форумов проживают в разных регионах по всему миру. В этих дискуссионных группах участвуют люди из Соединённых Штатов Америки, Австралии, Армении и России.
Хотя администратор Molokan News утверждает, что он стремится всесторонне и точно отражать убеждения и общественную жизнь молокан с целью информирования людей в более широком обществе, большинство читателей молокан Molokan News считают, что его точка зрения предвзята, и они предпочли бы, чтобы он не делал информацию доступной.
КОНСТРУКЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОКАН
Поскольку форумы для обсуждения предоставляют участникам молокан возможность обсуждать и пересматривать свои убеждения и практики, они вносят вклад в текущее конструирование идентичности молокан в диаспоре. Обсуждения на форумах показывают, что многие молокане интересуются тем, что отличает их от других христианских религий, следует ли продолжать эту дифференциацию, и имеет ли одна подгруппа право собственности на название «молокане» в ущерб другим подгруппам. Что составляет суть молоканства оспаривается всеми подгруппами (постоянными, реформаторами, молоканами наследия, прыгунами, максимистами и новым сионистами), которые все опираются на Священное Писание, общую историю, устную историю молокан и устные традиции во всех формах, чтобы подпитывать эти обсуждения и дебаты.
Часто задаваемый вопрос на форумах касается того, кем или чем должны быть молокане. Сосредоточены ли молоканские идентичности на религии или этнической принадлежности? Кто такой молоканин? Вы молоканин по рождению? Вы молоканин по вероисповеданию? Вы молоканин по убеждениям? Вы молоканин по образу жизни? Если вы не принимаете Христа, вы не молоканин, потому что все молокане — христиане, но не все христиане — молокане. То, как совершаются наши церковные службы, уникально для нашей веры, религии, братства? Если вы принимаете наш способ поклонения, то вы должны принять писания МГР. Если кто-то не принимает Дух и жизнь", то он не может принять способ поклонения молокан и, следовательно, не является молоканином.
В попытке укрепить своё чувство молоканства молокане используют несколько стратегий. Некоторые используют собственные воспоминания или устные истории, которыми с ними поделились их бабушки и дедушки или другие старцы, чтобы определить, какие общественные практики использовались предыдущими поколениями. Затем эти практики становятся эталонами подлинности.
Следующий пример относится к обмену устной историей. Я помню разговор, который я наблюдала между моим отцом и его дедом, во время которого они обсуждали, как проводились церковные службы до «Духа и жизни». Мой прадед был бывшим пресвитером старой молоканской церкви Портервилля.
Как мне объяснили позже, и как повторяли многие члены моей семьи на протяжении многих лет, существовали свадьбы, посвящения детей, похороны и множество других различных типов «молоканских» церковных служб, которые существовали и проводились на регулярной основе задолго до рождения Рудомёткина и задолго до публикации книги «Дух и жизнь». По словам моего прадеда, наши основные молоканские церковные службы, даже в церквях Сан-Франциско и Шеридана, всегда имели сходство с нашими типичными воскресными утренними церковными службами. До книги «Дух и жизнь» молитвы, которые читали молельщики, заучивали наизусть из Библии, в основном разные псалмы. И псалмы, которые пелись, пелись только из Библии, потому что Библия была единственной книгой на переднем столе. "Дух и Жизнь", молитвенник и песенник были представлены годы спустя, в Лос-Анджелесе.
В других случаях люди используют форумы для обсуждения, чтобы делиться информацией, которая была получена из религиозных, исторических, социологических и антропологических текстов. Они делают это для того, чтобы установить, что определённые подгруппы имеют больше прав на то, чтобы быть истинными молоканами. Пример: "Рудомёткин говорит, что так же, как и Уклеин является главным лидером и праотцом всех поколений молокан, — так он, Рудомёткин, объявляет себя и представляет себя, если на то пошло, как главного лидера и праотца всех будущих поколений «Нового Израиля». «Молокане» и «Новый Израиль» — это две отдельные секты, отчетливо отличающиеся друг от друга. Вы, кажется, не знаете, что «Новый Израиль» относится к хлыстам, а не к нашим христианским предкам молоканам. Наш народ молокан никогда не назывался «Новым Израилем»".
Автор вышеуказанного поста призывает молокан проверять устную историю молокан и устные традиции путём перекрестной проверки с соответствующей литературой и исследованиями. Он утверждает, что Рудомёткин приехал из района, где религиозная группа, известная как "хлысты" или "люди Божьи", исповедовала свою религию ("Новый Израиль"). Он предупреждает, что поскольку хлысты и молокане были географическими «соседями» и имели общего противника в лице Православной церкви, они в конечном итоге смешали часть своего богословия и образовали гибридную секту, известную как хлысты-молокане.
Далее в посте он утверждает, что, по его мнению, родители Рудомёкина были хлыстами, а не православными, а максимистская концепция духовных жен (многоженство) произошла от практик хлыстовства. Рудомёткин был обвинён постоянными молоканами в сексуальном насилии в форме наличия нескольких жён. Поскольку молокане ("постоянные") не терпели хлыстовскую практику духовного брака, они донесли на Рудомёткина властям, и он был арестован и заключён в тюрьму.
Далее автор поста пишет, что те, кто были «собственными людьми» Рудомёткина, были хлыстами «Нового Израиля», а не нашими молоканами. В своей работе о сектантах в Закавказье на русском языке немецкий историк К. К. Грасс в своей работе под названием «Die Russischen Sekten» («Русские сектанты») пишет о «Die Skakunen» и «Die Prygunen» как о другом названии «Die Chlysten Molokanen». Он проводит очень чёткое различие, что «прыгуны» и «скакуны» были частью секты, которую он определил как «хлыстовские молокане», которая отличается и отделена от секты, которую он определяет как «Die Christen Molokanen» или "христианских молокан". В России христиане молокане, из которых происходят мои предки, были отдельной сектой, отчетливо отличающейся от секты молокан Нового Израиля ("хлыстов"), обычно называемых «прыгунами и скакунами» Рудомёткина. Вопреки мифу, которому вас учили, физическое проявление Святого Духа произошло во времена Уклеина и среди его последователей после него, задолго до того, как Рудомёткин вообще появился на сцене. Как так получилось, что этот хлыстовский «не наш» каким-то образом на протяжении многих лет стал «лидером» и «духовным героем» тех, кто также всё ещё хочет использовать название «молоканин» для обозначения себя?
Дебаты на форуме позволяют как либеральным молоканам оспаривать традиционные позиции, так и консервативным молоканам отвергать новые концепции. Пример: "Миссис Хэппи, спасибо за ваше потрясающее свидетельство! После того, как я прочитал ваш пост сегодня утром, мне пришло в голову, что одна из самых странных ироний в отношении МГР и его заявлений заключается в том, что наши изначальные праотцы-молокане были категорически против священников как «ходатаев» перед Отцом. Они понимали, что есть только один «Первосвященник», Иисус, ЕДИНСТВЕННЫЙ Посредник между Богом и человеком! Наши «молокане» практиковали протестантское евангельское христианство, основанное только на Библии, более ста лет до МГР. А теперь вот этот «самопровозглашённый воплощённый Святой Дух» пытается убедить наших молокан, что ОН — их заступник и посредник их душ!! (Пожалуйста, те читатели, которые поддерживают Максима, можете оставить себе своё объяснение «он говорил в духе», потому что вы правы!! МГР «говорил в духе» и утверждал, что он «новый» еврейский Мессия, но дух, который его вдохновлял, НЕ был Богом!)".
Прямое опровержение этого сообщения было: "Привет! Я рад за всех вас, кто восхваляет и возносит ЕГО имя для всех нас, кто принимает "Дух и Жизнь". Я также восхваляю и возношу ЕГО имя, чтобы мы ПРОДОЛЖАЛИ нашу Собранию так, как поклонялись мои родители, бабушки и дедушки, и прабабушки и прадедушки. Они читали, пели и говорили о наших мучениках, и если это достаточно хорошо для них, то это достаточно хорошо и для меня".
Помимо спора о правомерности Рудомёткина в одной из тем обсуждения, есть спор о праве собственности на термин «Молоканин»: "Я спросил, считаете ли вы Духовных Христиан Молокан из церквей Сан-Франциско и Шеридана Молоканами. У них нет книги «Дух и Жизнь» на столах, и они не принимают и не участвуют ни в чём, что связано с ересью Рудомёткина о «Новом Израиле» и «Царе Духов». Однако они христиане и принадлежат к тому же молоканскому наследию (имеется в виду С. М. Уклеин), как и все мы. Кто такие молокане? Я спрашивал о семье моего зятя, которая является мордвой, а не русскими. Они «стали» молоканами, «присоединившись» к нашему народу молокан где-то в середине 1800-х годов. Я также упомянул молоканина, который является членом Духовной христианской молоканской церкви в Сан-Франциско. Он «стал» молоканином, женившись на молодой женщине-молоканке где-то около 1950 года, и «присоединился» к нашему народу молокан после их свадьбы. По его собственным словам, сам Рудомёткин признаёт, что он никогда не «присоединялся» к нашему народу молокан в России, чтобы стать «частью» нас. Вы всё ещё считаете его «молоканином»?".
Часто прыгуны и максимисты утверждают, что постоянные не являются истинными молоканами, потому что они не верят в физическое проявление Святого Духа. Фактически, Лилиан сообщила мне, что её родители не позволили бы ей выйти замуж за её жениха-постоянного, пока он не был крещён «молоканцем» в церкви прыгунов, потому что прыгуны не верят, что постоянные молокане принимают физическое проявление Святого Духа. Это было серьёзной проблемой для её семьи, поскольку они считали постоянных молокан отдельной религией.
Беспокойство о том, какая подгруппа представляет истинные верования молокан, является больным местом для большинства молокан. Пример: "Без исключения, название «хлысты» было мерзостью для этих «постоянных» духовных христианских старцев молоканской церкви. М. Г. Рудомёткин родился и вырос среди хлыстов, прежде чем начал проникать в христианское молоканское население в России. Вот почему эти старцы с гордостью сохраняли идентичность и название «Постоянные», потому что, как они мне объяснили, название не имело ничего общего с «прыжками» или с «проявлением духа», но имело всё, что было связано с их убеждением оставаться «стойкими» в Слове Божьем. Мне также объяснили, что эти «постоянные» старцы верили в «проявление Духа» как выражение поклонения, которое является Библейским (Тим. 2, 9), но не как явление «нового откровения от Бога». И те, кто желал ввести такое «новое откровение» в свои молоканские церкви, будут призваны к ответу перед Словом Божьим, которое есть в Библии, — поэтому старо-молокане и назвали себя «Постоянными» (в смысле «Стойкими»)".
Я повторно посетила сайт MolokaniNarod в сентябре 2004 года и отметила, что большинство обсуждений продолжалось так же, как и два года назад. Другими словами, большинство обсуждений по-прежнему вращалось вокруг статуса Рудомёткина в молоканской церкви, символизма полотенец, ковриков и т. д. в церковных службах и того, насколько хорошо молоканство связано с основным христианством.
Хотя сообщения предоставляют возможность, чтобы делиться информацией, выражать мнения и стимулировать дебаты, нет реального решения вопроса «Что такое „настоящий“ молоканин»? Тем не менее, они дают возможность молоканам сформулировать личную конструкцию „настоящей“ идентичности молокан.
Экономическая маргинализация стран Восточного блока и ограниченное использование ими Интернета помешали мне провести исследование мнения молокан в этих странах. Однако Интернет предоставил мне возможность получить общее представление о дискурсе, происходящем в молоканских сообществах в Соединённых Штатах Америки и Австралии.
на Главную