Полина Матвеевна Сливкова

Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.

 

Глава 8

КУЛЬТУРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ И РИТУАЛ

 

       Церковные службы и общественные мероприятия молокан являются культурным представлением. Эти представления включают проведение обрядов перехода, обозначающих изменение статуса индивидов в религиозной общине.

 

       Ритуалы, которые я буду обсуждать в этой главе, имели место во время похорон в 2004 году (что является формой культурного представления в молоканской общине). Правильное проведение этих ритуалов рассматривается как требование для получения прощения и благословения для умершего и безопасного прохода для души в её путешествии к конечному пункту назначения.

 

       Похороны были посвящены Джун, которая была матриархом крупнейшей семейной группы в западно-австралийской общине молокан. Она была самой старой женщиной в общине и женой самого старшего и уважаемого старейшины общины. На момент своей кончины ей было 89 лет. Она воплощала идеалы молоканского христианства и материнства на протяжении трёх поколений в своей родственной группе и оказывала практическую и эмоциональную поддержку другим родственным группам.

 

       Я описываю, как социальные и ритуальные действия, связанные с похоронами Джун, предоставляли место для интерпретации и драматизации коллективных мифов, а также для определения идентичности молокан. Однако несколько человек решили не следовать устоявшимся практикам, используя отличительные знаки и речь во время похорон, чтобы продемонстрировать, что они не придерживаются всех традиций.

 

 

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РИТУАЛ  

 

       Джун упала с лестницы и сломала ногу за несколько лет до своей смерти. Это положило начало долгому периоду выздоровления и длительного пребывания в больнице. В течение года она перенесла сильный инсульт, была парализована и провела длительное время в доме престарелых. Её муж Алекс, её дети и внуки навещали её в больнице, дома и, наконец, в доме престарелых ежедневно. Они разработали систему дежурств, в которой разные люди готовили и доставляли ей домашнюю еду, чтобы она могла справиться с заключением в учреждении, где не подавали кошерную пищу. Они также оказывали эту заботу Алексу, который жил дома и навещал Джун дважды в день во время её пребывания в больнице и доме престарелых. Сын Алекса возил его на церковные мероприятия, а дочь Алекса заботилась о покупках и стирке.

 

       К концу жизни Джун впала в кому, но её семья продолжала собираться у её постели для регулярных визитов и воспоминаний о её личной истории и истории общины молокан. Когда её здоровье ухудшилось и врачи сообщили, что ей осталось недолго жить, семья и друзья приехали из Южной Австралии и Соединённых Штатов Америки, чтобы посидеть у её постели. В течение этих недель женщины общины Банбери готовились к ожидаемым похоронам. Жена пресвитера делегировала такие задачи, как выпечка хлеба, выпечки сладостей и блинов, а также организация оборудования (кухонная утварь, столовые приборы, скатерти и салфетки) для церковной кухни в рамках подготовки к поминкам, похоронам и поминальным службам. Несколько женщин собрались вместе и провели день, готовя домашнюю лапшу, а несколько мужчин собрались вместе и разделывали мясо в соответствии с кошерными традициями для праздника.

 

       Период заботы о Джун и подготовки к похоронам объединил юго-западное сообщество в духе сотрудничества и заботы. Это «разделение бремени» — ещё один способ развития чувства молоканской идентичности. В этот период я выступала в роли хозяйки и оказывала транспортные услуги Хелен из Южной Австралии, которая приехала навестить свою тётю. Я встретила Хелен в аэропорту и предложила ей место на ночь. Затем я отвезла её в гости к людям, которых она хотела увидеть, включая её тётю в доме престарелых в Банбери. Мы провели несколько часов в доме престарелых, в течение которых Хелен заверила Джун, что она знает, что та может слышать и понимать все разговоры, которые происходят. Затем Хелен сообщила мне, что она также была в коме в течение нескольких месяцев после того, как попала в ужасную автокатастрофу в молодости. Она отчётливо помнила, кто приходил навестить её, по их голосам и разговорам.

 

       Мы пели молоканские песни у постели Джун, пока Алекс не пришёл на свое дневное бдение. Хелен осталась ещё на час. Затем я отвезла её на квартиру.

 

       Джун скончалась через несколько дней после прибытия своих детей из Соединённых Штатов Америки.

 

       Поминки, которые состоялись в здании церкви в Веллингтон-Миллс, были первой фазой обряда похорон Джун, а также обрядом посвящения для тех, кто остался. Эта фаза служила для отделения усопшей от её близких и церковной общины. Её тело было помещено в дальнем левом углу церкви и окружено с трёх сторон многочисленными рядами скамеек без спинок. Люди начали собираться в 4.00 вечера. Был долгий период тишины для размышлений. Тишина была нарушена началом пения в 5.30 вечера. В это время пресвитер занял своё место у алтаря в переднем правом углу церкви (по диагонали напротив тела), чтобы начать церковную службу. Члены церкви, не являющиеся ближайшими родственниками, присоединились к пресвитеру после осмотра усопшей.

 

       Один из внуков матриарха прибыл на поминки, одетый в рубашку в западном стиле, и занял своё место рядом с усопшей, в то время как большинство других её близких родственников были одеты в традиционную одежду.

 

       Гости из Аделаиды начали прибывать около 6.00-7.00 вечера. Хотя они только что прилетели в Перт, а затем проделали длинную двухчасовую поездку в Банбери, они присоединились к пению примерно в 9.00 вечера. Во время пения некоторые гости сидели около тела, другие присоединились к церковной службе. После окончания церковной службы все поужинали, а затем большинство гостей разошлись по своим комнатам.

 

       Моя семья решила остаться на ночь и провести бдение с ближайшими родственниками. Большинство людей, которые остались на бдение, сделали перерывы на отдых — они либо отправились в свои автомобили, либо спали на скамейках или на полу внутри церкви. Я не спала до 24:00, в течение которых мы пели много песен с паузами между ними.

 

       Во время бдения не было бесед или хвалебных речей. Вместо этого состоялся обмен устными историями, устными традициями, личными свидетельствами и воспоминаниями. Люди говорили о Джун, о себе, о молоканской общине и о многих других событиях, которые они считали важными. Алекс поделился личными историями из Аризоны. Он сказал, что Джун (родившаяся в 1913 или 1914 году) и ещё одна родственница готовили еду во время депрессии и относили её к реке, где разбили лагерь бродяги.

 

       Четыре человека из Южной Австралии, шесть из Западной Австралии и трое из Калифорнии были основными хранителями бдения. Члены семьи подбадривали друг друга, чтобы они отдохнули, чтобы пережить следующие дневные процедуры. Некоторые согласились отдыхать посменно, чтобы кто-то всегда сидел рядом с телом.

 

       Я держала бдение до 24:00, а затем отдыхала в кузове своего автомобиля в церковной одежде до 1:30 ночи. Когда мой муж вышел на отдых, я продолжила бдение. Я слушала, как мужчины разговаривают и обмениваются историями и мнениями. Я не вносила вклад ни в один из разговоров, и меня не приглашали участвовать. Моя роль как женщины заключалась в том, чтобы быть слушателем и певицей поддержки.

 

       Гость из Аделаиды поделился личным свидетельством об исцелении своей жены. Она попала в серьезную автомобильную аварию много лет назад и получила серьезную травму одной из ног. После многочисленных визитов к врачу и попыток реабилитировать её ноги врачи рассматривали ампутацию как решение. Перед одним из её регулярных посещений врача она начала страдать от болей в животе, и у неё обнаружили аппендицит. Когда она отправилась в больницу, чтобы подготовиться к аппендэктомии, члены её местной церкви собрались для молитвы. Я не знаю, собрались ли они в церкви, дома или в больнице. Конечным результатом стало то, что она смогла выйти из больницы через пару часов: её аппендицит исчез, и она смогла ходить на своей ноге, лишь слегка прихрамывая, и таким образом избежала ампутации.

 

       Затем этот гость из Аделаиды заметил, что кто-то должен собирать истории об исцелении и пророчествах, чтобы наши дети могли больше узнать о роли Святого Духа в жизни молокан. Кто-то вспомнил, что один мужчина из Орегона собирал записи об исцелениях, которые имели место в общине молокан, а другой из Аделаиды собирал пророчества с 1971 года. Записями этих явлений в письменную форму молокане превращают устную историю в доказательства.

 

       Наконец, у мужчин закончились песни для пения и слова для разговора. Незваный гость начал петь последнюю песню перед тем, как отправиться на очередной перерыв. Я вышла и обнаружила, что в моей машине негде спать, и была благодарна, что другая женщина выходит из своей машины, поэтому я спросила, могу ли я воспользоваться её машиной до утра.

 

 

ПОХОРОННАЯ СЛУЖБА

 

       Похоронная служба — это вторая фаза обряда посвящения для усопшего. Данная фаза — это когда душа усопшего получает заступнические молитвы от членов церкви, чтобы помочь ей в путешествии к конечному пункту назначения — небесам. Многие молокане верят, что для того, чтобы этот этап был успешным, необходимо читать определённые молитвы.

 

       Я встала около 8:30 утра в воскресенье утром и поправила традиционную церковную одежду (длинную белую юбку и белую блузку с длинными рукавами), в которой я спала, и надела кружевной платок. Мой муж решил надеть западную рубашку вместо русской туники. Я поприветствовала нескольких человек, когда подходила к церкви. Я вошла в церковь и села около гроба, а другие начали заходить. Некоторые сидели около гроба, другие сидели около алтаря и пели псалмы.

 

       Пришли несколько старцев, одетых в нетрадиционную одежду или её вариацию. Один мужчина был одет в полосатую русскую рубашку с белыми и темными полосами. Его жена была одета в белую юбку до колен в западном стиле и блузку с платком на голове. Современная традиция молокан (установленная в Соединённых Штатах Америки) диктует, что на похоронах можно носить только белую одежду. Западная одежда строго табуирована для молоканских старцев и стариц в традиционных службах. Несколько женщин-родственниц Джун среднего возраста также были одеты в западную одежду и не носили никаких головных уборов. Несколько других мужчин также были одеты в западную одежду.

 

       Около 9:30 утра родственники, сидевшие возле гроба, встали и отнесли его к алтарю, чтобы помолиться о безопасном путешествии тела усопшей на кладбище и её души на небеса. После молитвенных просьб священник прочитал несколько молитв, а гость из Аделаиды вышел и прокричал слова песни «Благий Творец!» построчно из "Духа и жизни" для певцов. Он несколько раз топнул правой ногой, прокрикивая слова. Это то, чего ни я, ни мой муж никогда раньше не видели, и это демонстрирует разнообразие духовного выражения в различных подгруппах молоканской общины.

 

       Двое молодых родственников Джун подняли крышку гроба и вынесли её из церкви, за ними последовали ещё шесть мужчин, которые несли гроб к катафалку. За ними следовали скорбящие, затем певцы и, наконец, остальная часть прихожан (сначала мужчины, затем женщины). Катафалк был припаркован вдали от церкви у пожарной станции, и прогулка заняла несколько минут (мне сообщили, что Алекс хотел частично воссоздать более раннюю традицию, когда тело относилось на кладбище скорбящей общиной). Мы все вернулись к своим машинам и медленно поехали на кладбище около Дарданупа, расположенное неподалеку.

 

 

ПОХОРОНЫ

 

       Похороны — это заключительный этап обряда посвящения для усопшего. Хотя это не этап реинтеграции в общину, это этап, на котором душа усопшего достигает своего конечного пункта назначения после очищения молитвами во второй фазе.

 

       На кладбище Дардануп все надгробия молокан были украшены русскими словами, а другой набор имён был написан на английском языке для нерусскоязычных. Все могилы были расположены так, что надгробие было обращено на восток, чтобы обозначить направление возвращения Христа во время Второго пришествия.

 

       Оказавшись на месте захоронения, плакальщики продолжили свои молитвы, опустили гроб руками в могилу, бросили горсти земли на гроб, чтобы обозначить возвращение тела в землю, а затем спели «Восстань, душа, восстань...". После этого молодые люди объединились, чтобы лопатами разгребать землю и засыпать могилу (это всегда делается на похоронах молокан — могилу никогда не оставляют закапывать другим).

 

       В этот момент душа умершего завершает своё отделение от прежнего сообщества. По словам одного из ораторов максимистов, душа остаётся на земле после смерти и освобождается после третьего дня. Похороны всегда проводятся на третий день после смерти, чтобы совпасть с днём освобождения души от тела.

 

       Мне сообщили, что молокане не хоронят своих умерших сразу, потому что Ангелы сопровождают душу в семидневном путешествии, открывая им награды достойных и наказание недостойных, как показано в III-ей книге Ездры. Однако во время похорон молокан, на которых я присутствовал в 1999 году, во время пиршества было произнесено несколько речей молодыми молоканами о том, что молитвы за умершего бесполезны, потому что душа направляется к своему конечному месту назначения сразу после смерти. Это пример интерпретации Писания, которая имеет место у отдельных молокан с их попытками обеспечить инновации посредством публичного выступления.

 

       После похорон люди вернулись в свои дома, а моя группа удалилась в дом моего кузена, чтобы отдохнуть, принять душ и переодеться. Это ритуал очищения, чтобы сделать людей чистыми после того, как они были осквернены присутствием умершего человека. После этого мы были готовы снова пойти в церковь на поминальную службу.

 

 

ПОМИНКИ

 

       Поминальная служба ("поминки") не является частью обряда посвящения для усопшего, поскольку третья фаза завершалась погребением. Однако для остальной части общины она является третьей стадией, поскольку служит формой реорганизации или реинтеграции в «новое целое», которое продолжается без одного из её ценных членов.

 

       Поминальная служба должна была начаться в 16:00, но церковная служба уже шла, когда мы прибыли в церковь. Хозяева (родственники Джун) стояли с левой стороны церкви, когда мы вошли. Я заняла место во втором ряду и оставила первый ряд для гостей и пожилых женщин, которых осталось немного (несколько женщин, которых я считала старицами, когда впервые приехала, больше не посещают церковные службы, хотя они по-прежнему строго придерживаются своих домашних молоканских практик; другие старицы скончались много лет назад; многие из женщин среднего возраста, которые более либеральны в своих убеждениях, больше не посещают церковные службы (молоканские или иные)).

 

       Мужчины спели ещё несколько песен, прежде чем завершить первую часть церковной службы. Затем прихожане встали для второй части, чтобы начать молитву, — большая часть церкви направилась к алтарю. Я не присоединилась к ним перед алтарём, так как это оставило бы мало женщин, которые могли бы помочь с пением.

 

       Следующий эпизод был связан с прихожанами непосредственно после молитвы. Дочь и зять Джун, которые живут в Калифорнии, были в своей местной церкви, готовясь попрощаться со своей общиной и молясь за свою мать, перед отъездом в Австралию. Их сын не признался им, что он также хотел поехать в Австралию, чтобы попрощаться с бабушкой, поскольку он колебался, стоит ли отправляться в такую долгую поездку и оставлять свою молодую семью в Калифорнии. Во время молитвенного служения в их домашней церкви к этому внуку подошёл духовный работник и дал ему белый платок, чтобы он передал его бабушке с сообщением о том, что она получила благосклонность в глазах Бога. Для внука это было подтверждением того, что он должен совершить поездку. Это событие было передано всей общине как свидетельство того, что Святой Дух не ограничен ни землёй, ни морем. Его сила способна выходить за физические границы. 


       Молодой западноавстралийский молоканин присоединился к группе перед алтарем для молитвы, но его старший родственник не позволил ему принять участие в поцелуе мира. Это, казалось, было способом родственника выразить свое неодобрение немолоканскому образу жизни молодого человека и ношению западной одежды на похоронах. По словам моего мужа, этот старец также обошёл трех мужчин, не поцеловав их. Среди молокан это способ выразить неодобрение, связанное с верованиями или обычаями.

 

       Во время ужина («за столами») было много хвалебных слов и речей о Джун и достоинствах молоканства. Люди сосредоточились на добром характере Джун и на том, как она проводила множество встреч, связанных с миграцией, проживая в Америке. Истории показали, что миграция в Австралию могла бы не состояться, если бы она не обеспечила социальную атмосферу для молокан для проведения своих собраний. Истории также, по-видимому, были направлены на женщин в общине, напоминая им, что их роль как хозяек и хранительниц домашних очагов играет важную роль в благополучии общины. Можно сказать, что женщины играют ключевую роль в жизни общин молокан, но они не получают формального признания до самой смерти.

 

       Нельзя переоценить важность проведения похоронных служб «правильным» образом, поскольку многие молокане считают, что неправильное выполнение ритуалов может неблагоприятно повлиять на вечную судьбу души. Это убеждение было подчеркнуто в семье Алекса в отношении похорон его старшей дочери, которая умерла в Калифорнии через несколько дней после смерти Джун.

 

       Старшая дочь Алекса и её муж покинули общину молокан и исповедовали христианство в неконфессиональных общинах в более широком обществе. Они заранее решили, что когда кто-либо из них умрёт, они не будут похоронены на молоканском кладбище, а оставшийся в живых супруг не будет проводить молоконскую похоронную службу. Вместо этого они провели короткую панихиду по старшей дочери в павильоне на немолоканском кладбище в Лос-Анджелесе, несмотря на многочисленные просьбы родственников и друзей молокан похоронить её на молоканском кладбище. Несколько консервативных молокан присутствовали на похоронах и предложили исполнить традиционные песни и молитвы за усопшую, но им было отказано в возможности исполнить их. Это оставило у родственников покойной, которые были молоканами, чувство, что нет должного завершения и присутствует неопределенность относительно её духовного благополучия.

 

       Через год после смерти Джун Алекс провёл ещё одну панихиду по Джун. Вскоре после этого он снова посетил Калифорнию, чтобы посетить могилу своей дочери, чтобы прочитать соответствующие молитвы за неё. Он также провел традиционную панихиду по своей дочери в доме родственника и пригласил близких родственников и друзей.

 

       Для многих молокан чрезвычайно важно быть похороненным на молоканском кладбище из-за их пережитых гонений в России: "Помимо живых, они (Православная Церковь) преследовали и мёртвых. Тела умерших страдальцев хоронили без маркеров или надписей, по которым близкие покойного могли бы найти могилу любимого человека и отдать последние почести. Вот почему они хоронили их за пределами монастыря, тайно, рано утром, пока все спали. Поверхность могил была выровнена с землей, чтобы позволить дерну скрыть все признаки могилы". Преследования часто приводили к перемещению членов семьи, включая маленьких детей, в неизвестные места или к неизвестным хозяевам.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЙ

 

       Рассказ о событиях и общественных мероприятиях является важной деятельностью в обществе молокан, поскольку он даёт возможность интерпретировать события и приписывать значение действиям. Этот процесс происходил на протяжении похоронной службы в июне. Во время поминальной службы ораторы представили свои речи ("беседы"), подчеркивая важные аспекты верований и практик молокан. Во время трапезы многочисленные люди рассказывали о жизненном опыте и давали личные свидетельства и интерпретации верований и практик молокан.

 

       Мероприятия продолжались и после завершения служб, когда люди возвращались в свои дома и развлекали гостей, приехавших из Калифорнии и Южной Австралии. Моя семья и несколько гостей из Южной Австралии собрались в доме моего кузена, чтобы провести ночь. После трапезы мы обменялись заметками о социальных, духовных и ритуальных мероприятиях, которые происходили за последние два дня. У каждого человека была своё мнение, основанное на том, где он находился во время службы. Не все действия были одинаково видны разным участникам, и не все произнесённые слова были слышны всем присутствующим. Каждый участник этого обсуждения использовал свои предыдущие знания об обсуждаемых лицах, чтобы предоставить возможные объяснения скрытого смысла сообщений, которыми делились в течение дня.

 

       Позже в том же году у меня была возможность поговорить с несколькими членами, которые присутствовали на похоронах и были одеты неподобающим образом. Я спросила их, было ли ношение западной одежды формой протеста против традиционных практик молокан. Несколько упомянули, что традиционная одежда молокан больше не является частью их жизни, и они не хотели особо демонстрировать свою приверженность, посещая церковные службы. Харви сказал, что отказался надеть русскую тунику, когда присутствовал на семейных похоронах в Соединённых Штатах Америки. Он сказал членам своей семьи, что современные молокане оказались втянуты в ритуализм и традиционализм и утратили из виду духовность, которая присутствовала в ранние годы религии молокан и её предшественника, Духовного христианства. Харви и другие молокане, присутствовавшие на похоронах Джун, носили западную одежду, чтобы заявить, что традиционная одежда молокан не соответствует современному миру, а ношение культурной одежды на определённом мероприятии не является типичным для повседневной одежды большинства молокан.


       Во время похоронных церемоний в июне старцы молокан пытались оказать поддержку продолжению «традиционных» ритуальных практик с помощью своих речей. Они напомнили прихожанам, что эти «традиционные» ритуальные практики достойны продолжения (о чем свидетельствуют духовные деяния, которые имели место в тот день). Они сказали, что покойная уважала и практиковала «традиционные» ритуалы, и они помогли ей достичь доступа в Царство Небесное. Другие люди оспаривали ценность этих «традиционных» ритуальных практик и призывали вернуться к более простой, чистой форме духовного христианства, существовавшей в ранние годы религии молокан.

 

на  Главную