Полина Матвеевна Сливкова
Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.
Глава 7
ДУХОВНОСТЬ: ИСТОЧНИК РУКОВОДСТВА И ОБЩНОСТИ
Духовный опыт является неотъемлемой частью жизни молокан (как на индивидуальной основе, так и как общинный опыт). Духовный опыт служит источником руководства для общины и создаёт внутреннюю коммуникацию, которая и обеспечивает социальную сплочённость.
Духовный опыт молокан включает в себя несколько видов деятельности, которые взаимосвязаны и считаются непосредственно вдохновлёнными Святым Духом. Духовные переживания, такие как пророчество, духовная работа, наличие снов и видений или исцеление важны для общества, потому что они дают ему религиозное и социальное направление и направляют или исцеляют других.
Экстатический опыт — это в первую очередь личный опыт, в котором люди либо говорят на языках, либо плачут, либо поднимают руки, либо топают ногами, либо прыгают. Как правило, он даёт человеку чувство возвышенности и вдохновения. Экстатические переживания являются неотъемлемой частью богослужений молоканской церкви.
Духовный опыт во всех его формах является открытым для личной и групповой интерпретации на протяжении всей истории молокан. Его можно использовать для поддержания статус-кво (текущее состояние) внутри общины, инициирования изменений, предупреждения о надвигающейся опасности, для обеспечения исцеления или чувства идентичности. Он также может быть причиной напряжённости и конфликтов в общине, когда люди оспаривают авторитет пророка или духовного работника и то, как следует интерпретировать или выполнять его сообщения. С другой стороны, он может способствовать сплочению группы через формирование внутренней коммуникации или для очерчения границ общины.
ДУХОВНОСТЬ И МИГРАЦИЯ
Стимул к добровольной миграции молокан часто сопровождался духовным опытом на личном уровне или «голосом пророчества» на уровне общины. В России пророчества касались поддержания физического выживания молоканской общины с инструкциями покинуть районы, чтобы избежать трагедии. В Соединённых Штатах Америки стимулом к миграции было сохранение культурной целостности и социальной сплочённости молокан. Обычно это было вызвано заботами старцев, которые организуют молитвенные собрания.
Я приведу пример миграции в результате личного духовного опыта, за которым последовало несколько примеров пророческих наставлений на уровне общины. Одна пара, которая была в браке более 20 лет, никогда не думала о том, чтобы отдалиться от своей сплочённой церковной общины. Затем они начали видеть необычную серию метафорических снов, которые заставили их искать руководства по толкованию этих снов. В одном случае они обнаружили, что получили письмо от друзей из Южной Австралии, в котором говорилось, что им приснился сон о них, которым они посчитали важным поделиться с ними. Удивлённые, они затем получили телефонный звонок от родственника из Западной Австралии, который сказал, что ему приснился сон о них, которым он также счёл важным поделиться.
Телефонный звонок и письмо пришли в один и тот же день или в течение дня друг от друга. Пара была действительно озадачена таким развитием событий и подала ещё одно частное ходатайство в собрании ("вышли на круг") просто чтобы убедиться, что эти события не были простыми совпадениями. Несколько недель спустя вышеописанный сценарий повторился, а затем ещё раз через несколько недель. К тому времени пара в Соединённых Штатах Америки решила, что их знакомые в Австралии сговорились убедить их переехать в Австралию. Они позвонили семье в Западной Австралии «просто поболтать» и спросили, знают ли они, как обстоят дела у семьи в Южной Австралии. Семья в Западной Австралии заявила, что они познакомились с семьёй из Южной Австралии более 25 лет назад, но с тех пор не видели их и не знали, что они переехали из Соединённых Штатов Америки в Южную Австралию. Затем американская семья повторила это упражнение с семьёй из Южной Австралии, которая подтвердила эту историю. Затем американская семья начала наводить справки о миграции в Австралию.
Миграция из России в 1904 году была основана на пророчестве 1855 года Е. Г. Клубникина, который был известен как мальчик-пророк, потому что ему было 12 лет, когда он был вдохновлён Святым Духом, чтобы сделать следующее откровение: "Скоро будет три предмета перед походом в Убежище. Во-первых, будут собираться на молитву в полночь. Во-вторых, блеснёт ночью свет с неба, будет виден по всей земле. В-третьих, ночью с Востока на Запад запоют: Вопль бысть, се Жених идет!".
Молокане, которые интересовались пророчествами, были бдительны и искали знаки, которые были предсказаны Клубникиным. В 1889 году, когда молокане жили в Турции, Армении и Туркмении, один молоканин, Ф. Ф. Юрин увидел, как ночь осветилась как день, и начал извещать молокан об исполнении пророчества.
В 1894 году другой пророк предсказал падение русской монархии: "Этот русский царь будет ПОСЛЕДНИМ царём в России! После этого будет суд Божий над людьми Вавилона, и всё их царство будет разрушено! Царство Христа будет укреплено". Это пророчество было во время коронации Николая II.
После того, как произошёл этот инцидент, молокане начали собираться, чтобы молиться о руководстве как избежать суда, который должен был пасть на Россию. В 1899 году они заметили, что духоборам дали разрешение покинуть Россию и переехать в Канаду, и начали искать подобные возможности. В этом случае вопросом было физическое выживание общины молокан.
В 1904 г. (первая волна) и 1916 г. (вторая волна) многие молокане бежали в Соединённые Штаты Америки, чтобы избежать надвигающейся войны и социальных беспорядков. Многие другие не верили в пророчества, а у других не было экономических средств для миграции. Те, кто не покинул Россию в 1904 году, бежали в Иран в 1930-х годах, чтобы избежать ленинских и сталинских чисток, а затем переехали в Соединённые Штаты Америки в 1945 году (третья волна). Те, кто остался в России, столкнулись с жестокостью коммунистического режима.
Следующее событие произошло в Армении в 1924 году и является примером того, как несколько богатых и влиятельных молокан не приняли пророчество, потому что оно не соответствовало их экономическим интересам. Их действия имели негативные последствия для остальных молокан в регионе. Во время большого церковного собрания, касающегося движения в Персию, в присутствии чиновников коммунистического правительства Дуня Яковлевна (ей тогда было 14 лет) вышла в Духе и сказала: «Пора идти». Вышел пророк и сказал правительственному чиновнику: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ Мой». Затем открыл Библию ("сделал открышу") и указал пальцем на один стих. Правительственный чиновник подошёл и посмотрел на стих, в нём было сказано: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ Мой». Страх охватил чиновника, и он объявил, что все молокане свободны уходить. Однако этому не суждено было сбыться. Несколько богатых молокан (которые не хотели уезжать) подошли к этому чиновнику, чтобы убедить его изменить своё решение. Чиновник сказал им: «Поскольку вы не уверовали в Живого Бога, которому вы поклоняетесь, никто не может уйти». У этих богатых молокан отобрали землю. Пророка, который пророчествовал чиновнику, увезли в тюрьму, и больше его никто не видел. Было сказано Духом: "Те люди, которые являются здесь свидетелями, все умрут, они не увидят Поход".
Следующее пророчество последовало в 1988 году (64 года спустя) в Армении той же пророчицей Дуней Яковлевной. Во время второго пророчества Дуне Яковлевне было 78 лет. Она вышла вперёд, сняла полотенца, висевшие на стене. Связала их вместе и заставила нескольких старцев держать их, проходя вдоль ряда. Затем сказала: «Те, кто верует, хватайтесь». Люди ухватились, и она сказала: «Время готово, путь готов и чист. Кто верует, тот пойдёт». В течение 7 лет после того, как было произнесено это пророчество, люди, которые схватились за полотенце, переехали в Австралию.
Молокане используют такие ситуации, чтобы подчеркнуть непрерывность своего духовного опыта и передать его будущим поколениям. В этом примере непрерывность показана в образе женщины, которая сохраняла свою веру и духовность на протяжении всей своей жизни. Старцы стремятся продемонстрировать, что Святой Дух действует и в личной жизни, и в общине.
После Первой и Второй мировых войн старейшины молокан были встревожены скоростью, с которой их молодёжь принимала военную службу и «справедливую» войну, и начали думать, как им сохранить веру молокан. Они начали проводить молитвенные собрания, ища руководства по переселению общины в среду, наиболее благоприятную для их религиозных убеждений. В общине молокан произошёл раскол, потому что разные пророки направляли их в двух разных направлениях, а именно — в Бразилию и Австралию. Для целей этой диссертации я сосредоточусь на Австралии.
Многие пророчества относительно миграции в Австралию были сделаны как в Армении, так и в Соединённых Штатах Америки. Я представлю несколько пророчеств, чтобы продемонстрировать временной промежуток, в течение которого они произошли и их различное географическое происхождение.
Первое имело место в Армении около 1944-1945 годов, когда женщина тётя Алёна пророчествовала, что будет исход из Армении: "Первый Поход будет быстрым, и уйдёт небольшое количество людей. Те, кто останутся, увидят очень тяжёлые времена. Те, кто останется и будет тверд в вере, отправятся во второй Поход. Это будет очень тяжело, им придётся пройти через огонь". Затем она вышла на улицу и нарисовала рисунок на песке. Затем сказала людям: "Вы пойдете в эту землю, которая окружена водой, место пустыни. Это поколение увидит это".
Второй случай произошел в Баку, Азербайджан, в 1960 году, когда человек (Н.И. Карабанов) услышал голос, который сказал: "Есть люди, живущие в земле Америки, которые отправятся в Поход в землю Австралии, некоторые из них вернутся обратно в Америку". Затем он задает голосу вопрос: "А как насчёт нас, живущих здесь, в Баку?" Голос отвечает: "Вы тоже отправитесь в Поход, но ближе к горе Арарат". В 1964 году Н.И. Карабанов пророчествовал, что "Скоро, когда придёт время, люди отправятся на Поход в землю, где земля красная. Это место называется Австралия".
Последний пример произошел в Кермане, Калифорния, в 1970 году во время молитвенного служения (по вопросу миграции в Австралию). Старец Корнов (или Корнев) вышел и пророчествовал: "Вот, я вижу большого дракона, когда он выйдет, начнётся Великая война. Те, кто останется здесь, в Америке, упадут на колени и будут кричать: «Господи, Господи, Господи, не позволяй тем, кого ты привел в эту землю убежища, погибнуть». Но дракон всё равно их заставит. Когда он выйдет, соберётся великое войско со всех сторон, и прольётся много крови. Мы должны молить Бога об Его милости, об Его убежище и покровительстве Сиону. Ибо эта война действительно грядет, и за ней последует другая, что сделает её крайне трудной для человечества".
Позже, во время того же молитвенного собрания, старец В. К. Шанин пророчествовал: "Теперь, как это было в России, так это будет и здесь, в Америке». "Как это было в России" относится к тюремному заключению, пыткам и казням молокан и политических диссидентов, которые имели место при монархии и коммунизме.
В приведённых выше случаях не было никакой связи между различными пророками или духовными работниками. Это важно, поскольку эти не связанные события используются для подтверждения молоканам силы пророчества. Пророчество часто передаётся в символических выражениях с использованием мини-архетипов, таких как драконы, представляющие нации или народы, полотенца или ткани, представляющие путешествия, неизвестные континенты, нарисованные на почве или цвет почвы. Эти выражения часто используются передатчиками устной истории для подтверждения того, что пророк не использовал свои личные знания для искажения сообщения, служа в качестве духовного работника. Сбор пророчеств, которые имели место в разных частях мира, и их интеграция в единый текст символически объединяет молокан в разных частях мира как единое братство, которое отзывается на Святой Дух и пророчество.
5 сентября 1964 года в церкви Монтерея, Калифорния, перед первым отъездом молокан в Австралию было произнесено следующее пророчество: "И там весь народ Израиля издалека лично преклонился и поклонился Тебе Одному, и в котором они без несчастий прошли сорок лет искушений в пустыне, до входа в землю обетованную, которую Ты дал им по жребию". Австралийские молокане, которые остались верными, подтверждают, что сейчас они находятся в завершающей фазе своих 40 лет в «пустыне». Многие искали руководства для своей следующей миграции, но пока не было руководства относительно их следующего места назначения.
Некоторые подгруппы молокан желают «вернуться» на гору Арарат, поскольку она считается святым местом, — так же как и ожидается возвращение в Израиль для евреев.
ЛИЧНЫЙ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ
Г-н и г-жа Джонс были очень осторожны, говоря о духовности в контексте исследований. Они заявили, что молокане подвергались преследованиям за свою духовность в России, Армении и Туркменистане. Правительство не одобряло, чтобы молокане имели власть выше гражданской власти, и прилагало все усилия, чтобы посадить в тюрьму или казнить "спиритуалистов" и конфисковать любую литературу религиозного или пророческого характера, изданную молоканами. Они считали, что советское правительство полагает, что не все публикации были удалены, и что чиновники всё ещё ищут материалы с целью уничтожения духовного наследия молокан.
Однако некоторые из моих респондентов были готовы поделиться некоторыми своими идеями из их личного опыта духовности. Духовность понималась по-разному каждым из них, и их опыт был уникален и служил разной цели для каждого человека. Для некоторых опыт укрепляет их нынешние убеждения, в других случаях он способствует изменению жизненного направления, для некоторых он инициирует роль наставника для других, в других он даёт предупреждение. В иных случаях он дает людям силу справляться с невзгодами в их жизни.
Алекс поделился духовным опытом, который произошёл в 1923 году, когда ему было десять лет. Его семья была в церкви и подошла к алтарю ("на круг"), чтобы принять участие в молитве во время церковной службы. Когда группа перед алтарем завершила свои мольбы и наклонилась в пол, стоя на коленях в ожидании молитвы служителя, Алекс увидел в видении своего старшего брата Ваню, который скончался в возрасте 15 лет ранее в том же году. В этом видении Алекс стоял на небольшом холме в фермерском районе, где были заборы и ворота, разделяющие различные пастбища. Он увидел, как его брат уходит от него вниз по холму к воротам. С другой стороны этих ворот из большого дома вышел мужчина и подошёл к брату Алекса, чтобы поприветствовать его. Мужчина обнял ребёнка, и они вместе вошли в этот большой дом. После церкви Алекс помчался на поиски бабушки, которая была в пекарне, и рассказал ей о своем видении. Его бабушка переехала жить к его родителям после смерти мужа и не вышла замуж повторно, хотя ее муж умер в молодом возрасте. Услышав описание мужчины, бабушка очень взволновалась и сказала, что мужчина во сне был её покойным мужем. Алекс почувствовал, что это было для него важным, потому что их семья никогда не делала фотографий и не хранила их, поэтому он не знал, как выглядел его дедушка. Затем он и его бабушка рассказали родителям о видении.
«Дух и жизнь» впервые была опубликована в 1928 году, и копии были распространены по всей молоканской общине. В 1928 году Алекс, которому тогда было 15 лет, взял экземпляр «Духа и жизни» и начал листать страницы. Он дошёл до одной страницы, на которой был нарисован дом, и этот дом на левой стороне рисунка выглядел знакомым, но Алекс не мог припомнить, где он его видел раньше. Позже он вспомнил, что дом на рисунке в "Духе и Жизни" был таким же, как тот, который он видел в своём видении во время церковной молитвы в 1923 году. Этот духовный опыт подтвердил авторитет "Духа и Жизни" для него.
Моя знакомая Линетт считает, что духовная сторона молоканства происходит от предков и родственных связей. Она считает, что тесная семейная и межпоколенческая связь обеспечивает связь с верованиями предков и является чем-то похожим на живую память или коллективное сознание.
Норин добавила, что церковные службы поддерживают концепцию духовности, поскольку они предоставляют социальную платформу для практики духовности на групповом уровне во время формирования индивидуальной духовности. Пение, молитвы и проповеди знакомят детей с концепциями сверхъестественного и предоставляют возможность для их выражения.
Хотя Норин больше не практикующая молоканка, у неё всё ещё есть связь с общиной через их взаимный обмен духовным опытом. По сути, именно духовность всё ещё объединяет её с другими молоканами: "Я считаю, что духовность связывает меня больше всего. Я могу пойти в молоканскую церковь, домой или на молитву, и то, что сразу же меня связывает — духовность. Когда всё остальное, кроме духовности, переходит на другие вопросы, например, о личных семейных ценностях или то, к чему мы хотим адаптироваться как личности, — вот где я нахожу конфликт. Но благодаря этой духовности я научилась быть более сильным человеком. Духовные учения, которым меня научили, — это то, что поддерживает меня, даёт мне силу сегодня, хотя я, возможно, и не практикующая молоканка в смысле их традиций и ритуалов. В настоящее время именно то, чему меня научили в духовном смысле, даёт мне силу сегодня".
Мириам была немного более неоднозначна в отношении своего духовного опыта, поскольку она была не уверена, верила ли она на самом деле в духовность или верила в веру тех людей в её жизни, которые верили в духовность: "Я помню, что в какой-то момент своей жизни я была действительно очень подавлена, крайне подавлена. Я чувствовала, что у меня не осталось веры ни во что, и одна вещь дала мне причину продолжать. Я заставила себя сказать: «Есть Бог». И это было главным фактором для меня, чтобы продолжать свою жизнь, а не заканчивать её. Я не знаю, сказала ли я это, потому что меня так учили, но я не совсем уверена, потому что это не казалось очень духовным — думать так. Это могло быть актом отчаяния. Это могло быть духовным в каком-то смысле. Я полагаю, что это было больше похоже на то, что мне нужно было найти что-то, за что я могла бы ухватиться. Эта мысль помогла мне выбраться из той ситуации".
Мириам не верит, что у неё когда-либо был личный духовный опыт. Для Мириам духовность была далеким и абстрактным понятием, которое работало через жизни других людей. Несмотря на это отсутствие личного опыта духовности, она верит, что она выиграла в результате веры других людей в Бога и в духовность, поскольку эти люди оказывали ей эмоциональную и социальную поддержку в периоды депрессии и трудностей. Для Мириам духовность молокан тесно переплетена с семейными отношениями, так что даже если человек отдаляется от религиозных аспектов молоканства, он всё равно может иметь к нему доступ через семейные сети.
У меня также был личный духовный опыт, который помог мне в принятии решений в моей жизни, направляя меня помогать конкретным людям, лучше понимать других или просто справляться с трудностями, связанными с жизнью мигранта. В некоторых случаях эти решения приводили к выбору менее ортодоксального пути, чем тот, который я бы выбрала, принимая "логическое или рациональное" решение. Я поделюсь парой таких случаев в надежде, что то, что молокане воспринимают как духовность, будет реже истолковываться как нерациональное, примитивное или истеричное поведение.
В 1986 году я была дома со своим двухлетним сыном и увидела себя поднимающейся на холм к церкви в Веллингтон-Миллс, недалеко от Банбери. Меня сопровождала очень высокая женщина с особым видом, или аурой — она хотела увидеть молокан. По дороге в церковь нас встретила молоканка, которой я передала свою попутчицу на хранение, пока я заходила в церковь, чтобы "поработать духовно".
В то время я ещё не думала о высшем образовании. Когда я поступила в университет несколько лет спустя, я поступила на химию и науку об окружающей среде и изучала эти дисциплины несколько лет на заочной основе, прежде чем уйти из университета. В конце концов, я снова поступила в университет, но занялась социологией, на что ушло несколько дополнительных лет на заочную форму обучения. В 1999 году профессор, которая брала у меня интервью и кратко выслушала моё предложение о курсе исследований, соответствовала описанию женщины в моём видении. Она также заявила, что предпочитает, чтобы я провела исследование по молоканам, а не по моей изначальной теме. Я был несколько встревожена таким ходом действий, потому что как молоканка я предпочитала идти по жизни «невидимкой». Однако я приняла этот ход действий, потому что он был предопределён много лет назад. Женщина, которая пришла встретиться с этим профессором и мной, когда мы приближались к церкви в моём видении, была единственным респондентом в общине молокан Банбери, который принял участие в моём исследовании.
У меня было несколько случаев, которые побудили меня помогать другим людям в их личной борьбе или предупреждать их о надвигающейся опасности. В одном случае мне снились многочисленные сны о женщине, но никаких указаний на то, кем была эта женщина, не поступало. Позже в том же году я начала проводить много времени с кем-то, кого я не очень хорошо знала. Во время наших многочисленных обсуждений она начала раскрывать некоторые из своих переживаний, образов действий и отношений, которые соответствовали таковым у женщины из моего сна. Я решила направить свои усилия на то, чтобы помочь этой женщине смириться со многими нерешёнными проблемами в её жизни.
В другом случае у меня было видение личности человека и ряда обстоятельств, которые меня озадачили, потому что обстоятельства, казалось, не совпадали с тем, что я знала об этом человеке. Я не решилась связаться с этим человеком, потому что я не очень хорошо его знала. Я навещала его родителей только несколько раз. В моём сне молодой человек, о котором идёт речь, только что купил мощный мотоцикл и «тестировал» его на просёлочных дорогах, что привело к смертельной аварии. Мои последние знания об этом молодом человеке заключались в том, что он живёт в Перте и учится в университете. Наконец, я решила, что лучше связаться с ним и навести общие справки о его жизни. Он тут же сообщил мне, что только что купил мощный мотоцикл и что он и его приятель хотели бы испытать его скоростные возможности на просёлочных дорогах. Затем я рассказала ему о своём сне о его фатальном несчастном случае и попросила его наслаждаться ездой на более разумной скорости. Хотя мы с ним не разговаривали с момента телефонного звонка, я заметила, что он изменил своё поведение и начал встречаться с девушкой-молоканкой.
Однако духовность не ограничивается снами и видениями. Молоканка из Аделаиды поделилась со мной рассказом о видении духов. Молоканин шёл по улице, когда увидел одного из своих лучших друзей-молокан. Он окликнул своего друга, который не ответил. Он погнался за своим другом и потребовал объяснить, почему тот не ответил на его зов, а друг просто продолжал идти, как будто не видел его и не узнал. Позже в тот же день он позвонил домой к своему другу, чтобы узнать, что происходит и почему его полностью игнорируют на улице. Жена друга со слезами на глазах ответила, что её муж скончался рано утром, а её семья ещё никому не сообщала о его смерти.
Духовный опыт может быть разным для каждого человека, но для каждого из них он подтверждает существование мощной силы в их жизни, которая находится вне их контроля или понимания. Молокане идентифицируют эту силу как Святой Дух.
Исцеление — это ещё одна грань личного духовного опыта в общине молокан. Когда Алексу было два года и он жил в Аризоне, произошли духовные события 30 марта 1915 года, связанные с пророчеством о надвигающейся войне. Хотя эта информация была связана с Алексом как устная история в его более поздние годы, устная история была подтверждена людьми, которые получили исцеление в результате этого события. Одним из людей, исцелённых от болезни, был брат Алекса, страдавший параличом.
В 1943 году Алекс пережил еще один духовный опыт, который ещё раз подтвердил ему правильность его участия в вере молокан и действенность Святого Духа. Его первый ребёнок, сын, страдал от тяжелой формы экземы, которая просто не поддавалась никакому медицинскому или фармацевтическому лечению. Однажды он и его семья посетили молитву в доме другого молоканина. Хозяйка дома страдала полиомиелитом и долгое время была прикована к постели. Она была так больна, что её лицо было серого цвета. Во время молитвы жена Алекса тайно молилась за своего сына об исцелении от экземы. После молитвы духовный работник пошёл в спальню, чтобы помочь женщине, и взял с собой стакан воды. Он спросил женщину, верит ли она в Святого Духа. Она ответила: «Да», и выпила стакан воды. Вскоре женщина, чья кожа больше не выглядела пепельной, а светлой, пошла рядом с духовным работником, когда он вернулся в гостиную. Казалось, она полностью исцелилась. По возвращении духовный работник подошёл к Алексу, взял немного масла и натёр им своего сына, а затем сказал Алексу сделать то же самое. Экзема сына Алекса полностью прошла. Эти духовные переживания ещё больше укрепили приверженность Алекса своей религии.
Духовность — сложная тема для исследования, поскольку она столь же разнообразна, как и люди, которые её переживают. Интерпретация направляется жизненным опытом людей, получающих духовное откровение. Когда люди слышат о духовном опыте другого человека, они часто полагаются на свои личные знания об этом человеке, чтобы расшифровать сообщение. Несмотря на расхождение духовного опыта и интерпретаций, духовный опыт может работать над созданием сильного чувства единения между людьми, разделяющими схожий опыт или посещающими одно и то же культурное событие.
на Главную