Полина Матвеевна Сливкова
Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.
Глава 6
МОЛОКАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
В этой главе я привожу некоторую краткую справочную информацию о религиозных верованиях молокан, поскольку в австралийской научной литературе отсутствует информация о них. Простейшее описание молоканских религиозных убеждений состоит в том, что они основаны на учении как Ветхого, так и Нового Завета. Церковная организация построена по образцу того, как молокане воспринимали практику ранней христианская церкви, описанной в Новом Завете.
РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
Религия часто используется для определения группы людей как "избранных", что даёт для них особую цель в жизни и социальную границу. Самый распространенный миф заключается в том, что у евреев есть "священный завет между Богом и Его народом". У молокан также есть миф об избрании, основанный на их верном соблюдении ветхозаветных праздников и законов питания и их верой в пророчества.
Религиозные верования и церковные службы занимают центральное место в общественной жизни молокан. Это позволяет современным молоканам чувствовать связь со своими предками (ранними молоканами). Речи и устные истории, которые проводятся во время церковных служб, предоставляют старцам возможность передать традиционные и священные ценности нынешнему поколению молокан. Церковные мероприятия (праздничные дни, свадьбы, похороны, крестины, особые молитвы) обеспечивают возможности для общения, а также содействуют развитию общества.
УСТАНОВЛЕНИЕ АВТОРИТЕТА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ
Молокане верят, что все мы дети Божьи и равны друг с другом перед Богом. Это это означает, что внутри церковной структуры не должно быть никакой иерархии, никаких отдельных людей, обладающих властью над другими, и что все обладают равными возможностями для толкования Священного Писания и для защиты своих убеждений. Несмотря на это, иерархия всё же присутствует с точки зрения пола, возраста и семейного положения.
Чтобы поддерживать порядок в проведении церковных служб, молокане назначают священника ("пресвитера"), помощника, главных беседников, главных певчих и главных чтецов. Пресвитер выступает в качестве председателя религиозного собрания, читает отрывки из Священного писания и произносит проповеди, указывает главному беседнику и главному певцу, когда им следует выполнять свои обязанности, и читает молитвы. Пресвитер также выступает в качестве должностного лица и представителя своей паствы при общении с другими молоканскими собраниями. Однако он не является ни официальным лицом, ни главой своей поместной церкви, ни официальным учителем и не носит никаких отличительных одежд, чтобы отделить себя от собрания.
В соответствии с учением апостола Петра (1 Петр., 5, 1-3), ни пресвитер, ни помощник не принимает никакие экономические вознаграждения за своё участие. Однако церковные старейшины используют свой авторитет, чтобы направить поток в нужное русло, чтобы предоставлять нужную информацию прихожанам и препятствовать инакомыслящим выражать свои взгляды во время молоканского церковного служения.
Только женатые мужчины могут занимать церковную должность, и брак — это обряд посвящения, который даёт им доступ к этой привилегии. Пророки и духовные работники действуют независимо от церковной иерархии, поскольку их побуждение к проповеди исходит от духовного или божественного вдохновения. Старейшины выбирают из беседников тех, кто лоялен по отношению к ним, что позволяет им выступать в роли привратников, обеспечивающих очень эффективный метод отфильтровывания нежелательных бесед.
Людям, которые, как известно, стали нарушителями общественного порядка, может быть запрещено выступать, участвовать в любых мероприятиях, занимать руководящие роли или выступать в качестве старейшин, но тем не менее им разрешается присутствовать на церковных службах или других мероприятиях. Этот запрет называется "арестом" и является формой цензуры, которая подавляет инакомыслие и усиливает своего рода "политическую корректность". Однако быть арестованным ещё не означает окончательно замолчать, поскольку небольшое число этих людей всё-таки могут выразить своё мнение.
Ещё одной формой цензуры является общественное одобрение. Молокане, которые желают оставаться в рамках молоканских общин, часто практикуют самоцензуру, чтобы избежать дилеммы, связанной с тем, что их дети могут быть названы нежелательными партнёрами в браке.
По словам Хелен, решение об аресте или отлучении кого-либо от церкви принимается группой старцев церкви. Это решение затем касается других молоканских церквей, и большинство церквей, похоже, придерживаются решения церкви, издающей эдикт. Однако, по моему опыту, люди, которые прекратили посещать консервативную церковь или церковь максимистов, в конце концов находят свой путь к более терпимой церкви прыгунов, церкви постоянных или реформированной молоканской церкви, — если решают не покидать молоканскую общину полностью.
ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ
Церковные службы начинаются с того, что прихожане входят в здание и произносят вступительную молитву. Когда прибывают новые прихожане, община встаёт, чтобы почтить их прибытие и читаемую ими молитву. Этот ритуал больше не проводится в Реформированной молоканской церкви в Орегоне (прихожане считают, что это мешает выступлению беседника).
Обычно женщины без сопровождения мужчин ждут снаружи церкви, пока не придёт мужчина, который проведёт их внутрь и прочтёт вступительную молитву. Женщины, входящие в церковь без сопровождения мужчины, будут проигнорированы, — ещё один пример наличия иерархии. Совсем недавно мне сообщили, что некоторые общины не будут вставать при входе разведённых людей.
Члены общины сидят вокруг прямоугольного стола, покрытого белой скатертью, на котором разложены Библия, Молитвенник и сборник песнопений, — этот стол известен как алтарь (или "престол"). На алтаре прыгунов и максимистов также находится "Дух и жизнь". Все книги написаны на русском языке, в Реформированной же молоканской церкви есть тексты, написанные на английском языке. Пресвитер и помощник сидят в одном конце престола, справа от них находятся беседники и певцы, слева от них — пророки, сказатели и все остальные мужчины. Женщины сидят лицом к пресвитеру и его помощнику. Порядок рассадки соответствует положению и возрасту, при этом старцы сидят ближе к алтарю — ещё один пример иерархии.
Первая часть церковной службы посвящена чтению Священного Писания, проповеди и пению библейских гимнов. Первую часть служения полностью проводят мужчины, и только мужчинам предлагается петь (но в пении, как правило принимают участие и женщины). Таким образом, разделение гендерных ролей, включая роль руководителя, усиливается во время церковных мероприятий, поскольку мужчины являются ключевыми участниками церковных богослужений, библейских уроков, песенных классов и других молоканских общественных мероприятий.
Вторая часть служения начинается с того, что женщина приносит буханку хлеба и соль, кланяясь пресвитеру и возлагая свое подношение на алтарь ("престол"). В течение церковной службы эта женщина сидит на передней скамейке. Во время церковного обеда эта женщина будет одной из старших женщин, работающих на кухне.
Вторая часть также включает в себя молитвы, обращение с мольбой о руководстве, прощении или благословении, участие в лобзании, исполнение песен из Сборника песен и уже именно женщинам предлагается петь. Молельщики должны произносить все молитвы на память. И есть молитвы, которые являются специфическими для определённых дней и других церковных событий.
Благословения даются путём "возложения рук" любым членом церкви, который вдохновлен на это. Пение не сопровождается музыкальными инструментами, поэтому и ноты не печатаются в Сборнике песен. Прихожанам также рекомендуется запоминать песни, чтобы не быть обременёнными в периоды выражения экстаза.
Молокане не воскуривают благовония, не брызгают водой и не зажигают свечи.
Во время лобзания каждый член общины совершает священное целование, которое сначала совершают мужчины, а затем завершают женщины. Последние двое (женщины или девушки) подходят к пресвитеру и трижды кланяются.
Символика целования в этой части богослужения, по-видимому, совпадает с той, что описывалась св. Кириллом Иерусалимским: "Этот поцелуй соединяет души друг друга с взаимной просьбой полного прощения. Поэтому этот поцелуй — знак того, что наши души слились воедино и изгнали все обиды. Таким образом, поцелуй является примирением и по этой причине свят".
Молокане приветствуют друг друга, прощаются и обмениваются святым лобзанием. Алекс верит, что этот поцелуй является символом мира и гармонии, которые должны существовать в обществе. Однако любой, у кого в настоящее время есть ссора с другим человеком, или развёлся (поскольку развод считается ссорой), или тот, кто не согласен с практикой церкви, не должен участвовать в этом ритуале.
В праздничные дни после лобзания проводится совместная трапеза, во время которой проводятся богословские беседы, обсуждение, а также личные беседы. Во время трапезы мужчинам предлагается выступить с проповедью или сказать несколько слов о наблюдаемом событии. Мужчин, женщин и молодых людей просят петь песни в перерывах между этими беседами. Остальные члены при этом должны соблюдать тишину.
Обычно братская трапеза состоит из четырёх блюд: чая с салатом, овощного супа или лапши, мяса и фруктов. Братская трапеза проводится во время церковных праздников, молений за младенцев, свадеб, похорон и поминок. Трапеза проводится в том же помещении, где шло богослужение. Скамьи без спинок и столы на козлах расставлены рядами. Столы убираются после трапезы, полы подметаются, и люди снова собираются на заключительную часть собрания.
Во время подготовки к празднику особое внимание уделяется гендерным ролям. В небольших сельских общинах мужчины покупают крупный рогатый скот, овец или кур, забивают их и управляют разделкой мяса. В более крупных молоканских общинах наличиствуют собственные мясники-молокане, которые и организуют приготовление мяса к праздничному столу. Одна женщина обычно назначается главным поваром и организует закупки фруктов, овощей и хлеба. "Главный" повар делегирует кухонные обязанности мужчинам и женщинам. Как мужчины, так и женщины помогают накрывать на стол и мыть посуду.
Молоканская община в целом основана на патриархальной иерархии. Гендерные роли чётко определены на многих уровнях социальной активности. Мужчины активны в общественной сфере, в то время как женщины заняты в частной семейной жизни.
Много молоканских женщин в Соединённых Штатах Америки и небольшое число в Австралии окончили среднюю школу и/или университет, и многие из этих женщин занимают ответственные профессиональные должности. Тем не менее, в молоканской общине они подчиняются своим мужьям или выполняют вспомогательные функции.
Я слышала отдельные свидетельства того, что женщины исполняли обязанности служителей в церкви в России и Армении во времена, когда мужчин арестовывали (целыми группами) и отправляли на работу в трудовые лагеря. Эти роли всегда переходили к мужчинам, когда пережившие тюремный срок возвращались домой.
Клибанов (1965 и 1982 гг.) и Бирюков (1969 г.) сообщают, что в прежние годы женщинам разрешалось произносить речи в церкви. Однако эта практика исчезла из молоканских церквей в Соединённых Штатах Америки в 1930-е годы. По словам Хелен, в середине 1900-х годов был период, когда женщин приглашали выступать во время церковных служб в конгрегации, известной как Большая церковь (объединение нескольких небольших церквей). В настоящее время эта практика существует только в Реформированной молоканской церкви в Орегоне. Таким образом, роль женщины в церковной среде обычно принижается.
Однако мужчины и женщины воспринимаются в равной степени как учителя русского языка в молоканской общине, но это рассматривается как светская деятельность, не связанная с церковью. Традиционно Библией занимаются мужчины.
На спевках, которые посещали дети Хелен, не оказалось преподавателя-мужчины после того, как некоторые из них уволились из-за нехватки времени или потери интереса. Закрытие спевок обеспокоило Хелен, и она обратилась к Богу за советом в молитве о том, стоит ли ей становиться новым учителем пения на спевках: "Однажды мне приснился сон, и Бог сказал: "Если не ты, то кто же это сделает, кто останется?" Вот почему я стала вести спевки. Я чувствую, что у нас есть такая духовная потребность. Мы знаем, что это наш долг, и мы его выполняем. Я думаю, что большинство, ну, в общем, сейчас много американизированных молокан, которые этого не делают. Но в основном все молокане старшего возраста понимают эту необходимость, эту обязанность учить".
Хелен взяла на себя роль ведущей на спевках, но получила неодобрение от своего общества за то, что пересекла гендерные границы, тем самым отклоняясь от нормы. Тем не менее сейчас её уроки пения проводятся в сочетании с уроками Библии, которые ведёт её коллега-мужчина, и это придаёт законность её деятельности.
БРАКИ
Подобно многим культурам, молоканские мужчины и женщины получают социальное признания и статус совершеннолетнего после вступления в брак. Духовных работников и пророков обычно больше уважают, если они женаты.
По словам Хелен, некоторыми молодыми людьми движет желание полноценно участвовать в жизни церкви и искать партнёров для брака. В молоканской общине неженатые мужчины и женщины находятся под опекой своих соответствующих отцов до вступления в брак, после чего родители перестают нести ответственность за духовное благополучие и поступки своих детей. Вступив в брак, мужчина становится ответственным за себя и свою жену, поскольку теперь она находится под его руководством.
Свадьбы часто используются молоканами для осуществления мировоззренческого и социального контроля общества. В некоторых случаях, прежде чем родители дадут своё согласие на вступление в брак, они могут потребовать от потенциального жениха соблюдения молоканских обычаев. Также старцы могут отказать в проведении свадебной церемонии на том основании, что будущая невеста или жених или их родители не соответствуют принятым нормам поведения. Во многих случаях родители практикуют определённую форму самоцензуры, чтобы оградить своих детей от социальной дискриминации.
Молоканские свадьбы состоят из трёх официальных мероприятий. Первое — визит родителей жениха к родителям невесты, на котором родители дают согласие на заключение брака и обсуждают свадебные планы. Второе — сватовство, которое включает в себя застолье, при котором молодожёны объявляют присутствующим о своём намерении вступить в брак (чаепитие проводится в церкви невесты, где молодожёны просят благословения у общества на подготовку и проведение брака). Третье мероприятие — собственно брак, после которого молодожёны признаются полноправными членами молоканской общины.
Супружеская пара символизирует две сущности: женщина является символом церкви Христа, а муж — это символ Самого Христа.
Хотя люди, не состоящие в браке, официально не признаются церковью взрослыми, существует случай, когда правило выходит за рамки. Обычно это происходит при выполнении духовной работы или когда неженатый (или незамужняя) является пророком, потому что человек получает непосредственное вдохновение от Святого Духа. Во многих случаях члены общины могут активно обсуждать степень доверия духовному работнику или пророку, и это приемлемо, потому что это "испытание духа" нацелено на определение: действительно ли это Святой Дух или какой-то "нечистый".
В рамках традиционной молоканской культуры роль женщины в семье строго регламентирована. Роль женщины становится ясной на свадебной церемонии. Жене специально предписывается быть послушной и подчиняться мужу: по божественному повелению мужу дается власть над своей женой и будущими детьми. Тем не менее несколько молодых женщин рассказали мне, что наоборот, именно они держат мужа в узде, заставлют его ходить в церковь, одеваться подобающим образом и правильно вести себя в церкви и во всех других ситуациях (и это находится в прямом противоречии с обетами, сделанными ими в день брака).
Роль женщины также конкретизируется в том, что касается воспитания детей в молоканской культуре. На жену возлагается ответственность за воспитание детей в соответствии с интересами семьи, мужа и соответствовать ожиданиям общества. Я участвовала в нескольких дискуссиях, в ходе которых люди комментируют поведение детей, когда оно не соответствует ожиданиям, и мать упрекают в том, что она неправильно выполняет свою работу. Если женщина при этом заявляет, что у неё нет реальной власти в доме, то мужчины отвечают: "Мужчина — это голова, но жена — шея, и куда шея поворачивает, туда смотрит и голова".
ВЫХОД ИЗ РОЛИ
Согласно молоканским воззрениям, брак между двумя людьми символизирует вступление в брак одного человека с церковью Христа. Если пара расторгает свой брак в результате развода, считается, что они отделили себя от церкви и Христа. Их развод является символическим отвержение Христа и делает разведённых социально испорченными и лишает их привилегии полного участия в церкви, так как молокане не рассматривают человека как единое целое без участия его супруга. Им не разрешается занимать церковные должности или вступать в повторный брак. Они являются отодвинутыми на задний ряд во время церковных служб, их не приглашают беседовать или начинать песни, и им не разрешается участвовать в лобзании. Разведённым запрещается петь или пророчествовать, им запрещается участвовать в церковных ритуалах, когда их дети женятся (обычно более респектабельная супружеская пара заменяет родителей).
ЯЗЫК
Основным признаком молоканской общины является использование русского языка в церковных службах, особенно в церквях "Прыгунов", "Максимистов" и "Новый Сион". Традиционные религиозные богослужения, включающие проповеди, молитвы и пение гимнов, проводятся на русском языке. Религиозные тексты печатаются на русском языке, но многие из них были переведены на английский, чтобы быть понятными молодым поколениям.
Язык в различных национальных группах часто используется для определения "подлинной" принадлежности к группе. Я заметила, что молоканские старцы обычно очень довольны, когда видят, что молодой человек научился говорить по-русски, — в отличие от тех, кто не прилагал к этому усилий.
Поскольку многие старшие понимают, что знание русского языка либо урезано, либо вообще отсутствует среди молодёжи, они часто обращаются к молодёжи по-английски. Это происходит всё чаще и чаще и, по-видимому, является необходимостью, поскольку большинство разговоров между мигрантами во втором и третьем поколении ведется на английском языке. Это справедливо и для США (Реформатская молоканская церковь в Орегоне полностью перешла на английский язык).
ЕДА
Покидающие церковь или разведённые молокане часто испытывают трудности в отказе от диетических табу, которые глубоко укоренились в них с детства. Даже хотя многие молокане, будучи несколько небрежны в изучении русского языка или в ношении одежды, они всё равно будут потреблять только соответствующие продукты.
Традиционная молоканская кухня соответствует ветхозаветным еврейским диетическим законам и является ярким признаком молоканской культуры. Важность соблюдения этих диетических законов передаётся через официальные мероприятия, такие как церковные службы, соблюдение которых является обязательным.
В крупных молоканских центрах обычно есть несколько молоканских мясных лавок, торгующих кошерными продуктами. В Аделаиде есть мясник-молоканин, который разделывает мясо и готовит для общины. Молокане из г. Перт часто посещают еврейских мясников, чтобы закупить у них мясо. Молокане в провинциальных городах организуют свои собственные мясные лавки.
Встреча гостей с "хлебом-солью" является аналогом гостеприимства и используется как знак "добро пожаловать". Также хлеб и соль всегда используются для приветствия жениха и невесты в начале свадебной церемонии. Кроме того, хлеб и соль всегда кладутся на церковный алтарь перед началом богослужения.
Вода часто используется в богослужениях и молитвах и имеет несколько значений, которые ей приписывают. Если человек принимает стакан воды, который ему предлагает духовный работник, то это признак того, что у них есть вера в Святого Духа. Это также символизирует духовную жизнь. Хотя вода является важным символом в религии молокан, водное крещение не практикуется: считается, что Иисус был последним человеком, которого крестили в воде.
ОДЕЖДА
Другим важным показательным признаком для взрослых молокан является одежда. Традиционно молоканские женщины одеваются скромно и носят платья или юбки. Некоторые австралийские женщины в первом поколении до сих пор носят головные уборы, такие как платок на голове, в то время как женщины второго и третьего поколений имеют тенденцию одеваться в манере, свойственной культуре принимающего общества. Традиционно мужчины носили брюки и русскую тунику, перевязанную на талии шнурками с кисточками. Они не брили бороды. Как и женщины, мужчины в настоящее время имеют тенденцию одеваться таким образом, чтобы не выделяться на фоне принимающего их общества, хотя многие из них всё ещё носят бороду.
Старцы объяснили мне причины ношения соответствующей одежды тем, что это связано со скромностью и единообразием, которое отражает единство внутри общества. Молокане верят, что человек посещает церковь для того, чтобы предать свою душу Богу и для общения, а не для того, чтобы продемонстрировать свою внешнюю привлекательность или отразить свое социально-экономическое положение.
Хотя молокане переняли западную одежду в повседневной жизни, одно осталось неизменным: женщины по-прежнему носят головные уборы и длинные юбки, а мужчины носят русскую тунику и шнурованный пояс на церковных службах. Соблюдение правил ношения культурной одежды служит двум целям. Первая из них служит межкультурной цели, поскольку она отличает молокан от других народов; вторая служит внутрикультурной цели, поскольку демонстрирует степень приверженности отдельных лиц к молоканской общине.
Отношение к платкам и косынкам может быть разным. Например, одна молоканская женщина может носить косынку как символ для немолокан, показывая тем, что её религия или этническая принадлежность отличаются от внешних. Другая женщина носит платок как символ замужества или скромности; в то время как третья — по социальным причинам, например, для поддержания членства в молоканской общине, демонстрируя соответствующее поведение, даже если она может и не приписывать платку религиозную ценность.
АРТЕФАКТЫ И СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ
В некоторых домах есть небольшой стол, покрытый скатертью, служащий алтарем и украшенный религиозными книгами: раскрытой русской Библией, могут присутствовать также "Дух и Жизнь", Молитвенник и Песенник.
В домах Максимистов и Прыгунов обычно есть зал (большая комната) с возможностью проведения официальных ритуалов. Молокане по происхождению и Реформированные молокане обычно не проводят таких официальных церковных ритуалов или формальных приветствий гостей в своих домах. Если у них и есть копия книги "Дух и жизнь" в доме, то она не будет выставлена на алтаре.
Некоторые молокане вешают полотенца на стену рядом с алтарем. Существует несколько версий происхождения использования этих полотенец. Некоторые люди говорят, что они напоминают о том, что молокане — крестьяне, поэтому ведро и полотенце ставились возле двери, чтобы люди могли умыться, прежде чем войти в помещение. Другие говорят, что полотенца являются даром какой-либо семейной группы, — как знак того, что данная семейная группа официально присоединилась к церкви. Полотенца, а в некоторых случаях и носовой платок, также могут использоваться пророком или духовным работником во время духовной работы.
Самым популярным нерелигиозным украшением является русский самовар. Следующие по популярности изделия — яркие деревянные матрешки, деревянные сервировочные миски, деревянные банки, деревянные ложки или деревянная сервировочная посуда. Наиболее часто используемым предметом является деревянная ложка, которая используется вместо суповой ложки из нержавеющей стали во время еды.
Поскольку границы между молоканами и австралийскими общинами становятся размытыми посредством ежедневных социальных взаимодействий в сферах торговли, занятости, образования и потребительства, консервативные молокане уделяют большое внимание поддержанию различных внешних отличий и молоканских религиозных практик для укрепления веры и самобытности. Сохранение уникальной индивидуальности напоминает им о том, что у них есть особая цель — сохранить чистую форму христианской духовности.
на Главную