Полина Матвеевна Сливкова
Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.
Глава 3
ИСТОРИЯ: РОЛЬ ИСТОРИИ (УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ) В СОХРАНЕНИИ
САМОБЫТНОСТИ МОЛОКАН
В этой главе рассматривается, как молокане использовали устную и письменную историю для сохранения чувства общности и идентичности, несмотря на неоднократные миграции.
В своём исследовании мифов Буассьер (Boissiere, 1990 г.) отмечает, что устные традиции и мифы — это мощные инструменты передачи культуры. Во-первых, они создают некую реальность для сообщества и, во-вторых, они привносят прошлое в настоящее, поскольку становятся частью жизни членов общины. Следовательно, устные истории, традиции и мифы могут быть использованы для воссоздания домашнего очага вдали от дома и сохранения домашней культуры в диаспоре.
Воспоминания — это форма личной устной традиции, сохраняемой отдельными людьми и существующей в нескольких слоях: интимном, приватном и публичном. Интимные повествования редко встречаются или передаются кому-либо и включают, например, самораскрытие, которое может произойти на смертном ложе человека. Личные рассказы обычно раскрываются близким родственникам или друзьям, в то время как публичные рассказы предназначены для потребления более широким сообществом. Личные и публичные рассказы способствуют созданию личного ментального портрета рассказчика, который хочет представить себя более широкому обществу.
Люди во многих культурах склонны создавать два своих портрета. Один из них — это маска или публичный имидж, основанный на ролях и статусах, ценностях и принципах, т. е. благородная маска самого себя. Другой портрет гораздо менее очерчен и обнаруживает следы сомнения и страха, поскольку в нём запечатлены довольно противоречивые переживания.
У молокан старцы обычно пытаются убедить молодёжь в необходимости соблюдения границ группы молодыми поколениями, которые часто не разделяют их стремления к закрытости. Истории о мученичестве, "запечатывании" молокан как отдельного племени, люди и пророчества более ранних поколений, — всё это часто используются для того, чтобы убедить молодых, что у сообщества есть общая судьба и что они являются неотъемлемой частью этой судьбы.
Однако устная история, устные традиции и мифы — не единственный источник подтверждения молоканских верований и ценностях. Духовный опыт играет важнейшую роль в молоканском сообществе. Духовный опыт может быть внешним в том смысле, что послание передается человеку или общине благодаря духовно вдохновлённой деятельности пророка, или это может быть личный, внутренний опыт, например, получение наставления во сне.
Устная история и предания сохраняются в молоканских общинах по двум причинам:
Во-первых, потому, что устные предания содержат исторические примеры, подтверждающие молоканскую веру, они используются для увековечения молоканских верований из поколения в поколение. Эти истории демонстрируют ценность пророчества и его значение для молокан в качестве предупреждения их о неминуемых опасностях, а также о ценности духовной работы и указания на тех, кто нуждается в помощи, исцелении или силе для преодоления невзгод. Рассказы напоминают молодым молоканам богатство, что лежит в пределах их собственной религии, и важность её сохранения. Молокане, как правило, осознают, что их личные знания своей истории фрагментированы и активно ищут данные и информацию для заполнения пробелов.
Во-вторых, из-за своего опыта преследований, молокане стремятся показать себя обществу с хорошей стороны. Они не хотят, чтобы их ассоциировали с негативными или скрытными практиками, приписываемыми культам или другим девиантным социальным группам.
История молокан насчитывает пять столетий, их диаспора насчитывает несколько континентов, и их преследовали различные правительства и режимы. Из-за этого негативного опыта молокане учат, что только Бог, Иисус и Святой Дух заслуживают доверия.
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Нижеследующее повествование представляет собой комбинацию устной истории. Реакция молокан из Аризоны на действия государственных органов и преследования является хорошим показателем того, насколько они чувствительны к проблеме преследований, учитывая их предыдущий опыт в России. И снова, подобно евреям, пережившим Холокост, они боялись, что история повторилось бы, и что они подверглись бы преследованиям и уничтожению за несоблюдение соответствия требованиям государственных органов.
После миграции из России в 1904 году многие молоканские семьи поселились в Аризоне. В 1911 году они основали молоканскую колонию, которая управлялась как кооператив в сельской местности (район близ Глендейла). Поскольку многие австралийские молокане имеют общую историю и общее происхождение от коренных молокан Аризоны, я представляю исчерпывающий отчёт об их борьбе с правительственными властями во время Первой мировой войны.
Как упоминалось ранее, пророчество играет важную роль в обеспечении руководства для молокан, и это продолжает играть важную роль в их духовности. В 1904 году пророчество привело молокан в Соединённые Штаты Америки. Примерно в 1907 году в молоканских церквях Калифорнии было произнесено пророчество о надвигающейся войне: "Вскоре в Европе начнётся война, всеобщее уничтожение, война Армагеддона по всему миру. Нас здесь пощадят".
Через пророчество в октябре 1910 года вновь прозвучало напоминание о надвигающейся мировой войне и о том, что Соединённые Штаты Америки будут вовлечены в неё. В 1914 году 54 члена молоканской общины Аризоны провели семидневный пост, известный как "семдмица". Одна из прихожанок встала "в Духе" и попросила у них оружие, а затем велела им сообщить об этом местным чиновникам: "Скоро гнев охватит всех царей, и начнётся великая война. Все цари прольют реки крови, а мирная страна Америка вступит в войну. Мы ушли от войны и собираемся поддерживать мир. Как знак правительству Америки, отнесите это оружие в Финикс и сожгите его у них на глазах. Скажите им, что скоро начнётся война и Америка вступит в неё. Скажите им, что мы — Божий народ, мы служим Ему и не будем воевать".
Алекс дополнил это сообщение, заявив, что восемь из 54 человек, присоединившихся к этому посту, дважды повторили голодание.
Были назначены три человека, которые должны были передать вышеупомянутое послание городским властям. Они взяли ружьё и мешок с дровами, керосин, книгу "Дух и Жизнь" и отвезли всё это в город Финикс, штат Аризона, чтобы выразить свой протест. Они пришли в парк перед зданием мэрии и полицейским участком и разложили свои дрова на земле возле большой пушки на каменном основании. Они облили дрова керосином, положили ружьё на дрова и подожгли винтовку.
Это вызвало большой переполох в парке, и трое прибывших сотрудников полиции попытались разрядить возникшую обстановку. В это время трое мужчин уведомили старшего офицера полиции о пророчестве о неминуемой войне. Сотрудник полиции уведомил их, что обычно людей арестовывают за нарушение общественного порядка, в частности, за рожзиг костра на улице, но позволили им вернуться в свои дома, поскольку это было религиозный протест. В данном случае полиция проявила снисходительность и понимание по отношению к молоканам.
На второй день Пасхи (30 марта 1915 года) пророк дал следующее наставление: "Поэтому мы все обязаны стать единым целым, облечь наши сердца в чистые одежды, сотканные на небесах. Мы должны отделить себя от мира и всех его плотских желаний и любить друг друга как самих себя. Затем каждый истинно верующий, брат или сестра, должен облачиться в белые одежды с головы до ног и войти в дом Господень, в Дом молитвы, как один человек. На ногах не должно быть ничего из кожи, с которой была пролита кровь. Затем Дух поставит у дверей молитвенного дома двух стражей, то есть двух пророков, для проверки людей, входящих в дом Божий. Таким образом, Господь явит Себя во всей своей славе, лично изгонит всех злых духов и исцелит больных без каких-либо затруднений. Господь откроет нам даже больше, чем мы просим или даже думаем. Аминь, аминь".
Письмо с этим пророчеством было разослано по всем церквям Соединённых Штатов Америки и Мексике, наставляя их духовно объединиться в единое целое. Во время этого поста сообщалось о нескольких исцелениях, в том числе и о брате Алекса, который был исцелен от паралича, и об одной женщине, к которой вернулось зрение.
Как упоминалось ранее, все молокане верят в пацифизм. Однако, когда воинская повинность была введена во время Первой мировой войны, различные собрания по-разному подходили к вопросу регистрации. Например, сначала часть молокан в Калифорнии согласилось зарегистрироваться для участия в призыве, хотя и не считало это принятием участия в военной службе, в то время как молокане Аризоны вообще отказались записываться на призыв.
Калифорнийские молокане получили совет и поддержку от доктора Бартлетта, пастора из Лос-Анджелеса. Он объяснил им различные процедуры, связанные с лоббированием, предоставив поддержку Правительства и поиск юридических оснований для непричастности к Первой мировой войне. Следовательно, хотя калифорнийские молокане зарегистрировались для участия согласно проекту, они смогли добиться освобождения на том основании, что они были "резиденты-иностранцы, которые не заявляли о своём намерении стать гражданами Соединённых Штатов".
Американское правительство выпустило военные облигации для финансирования военных операций. Однако молокане отказались участвовать в какой-либо деятельности, связанной с войной, и доктор Бартлетт помог калифорнийским молоканам сделать пожертвование в пользу Красного креста.
Молокане из Аризоны отказались регистрироваться для участия в призыве и были заключены в тюрьму полицией. Американских военных подпитывали недоверие молокан Аризоны как к правительству и военной бюрократии, так и к обществу в целом.
В Аризоне отказ молокан от регистрации на военную службу также создал дополнительную напряжённость в отношениях между ними и калифорнийскими молоканами. Молокане Аризоны практиковали форму абсолютизма, при которой они отказывались сотрудничать с военными, в то время как калифорнийские молокане не возражали против участия в призыве, потому что им сказали, что они получили бы статус лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, и им не пришлось бы служить в армии.
Когда было объявлено о призыве, молокане из Аризоны и Калифорнии прислали троих мужчин (П. М. Шубина, И. Г. Самарина и М. П. Пивоварова) в Белый дом в Вашингтон, округ Колумбия, с петицией от 2 июня 1917 года, к которой прилагалась резолюция, принятая молоканами от 28 мая 1917 года. Они были не в состоянии добиться аудиенции у президента и были направлены к генералу Першингу. Першинг объяснил это соблюдением официального протокола и заявил, что они не будут призваны, но они всё равно должны зарегистрироваться.
Молокане также направили свою петицию генералу О. Х. Краудеру, главному маршалу полиции, и получили от него ответ, в котором объяснялось, что регистрация — это не то же самое, что призыв на военную службу, и он призвал их использовать официальный протокол правительства Соединённых Штатов.
Молокане прибегли к своим прежним знаниям о том, как обращаться с органами власти. В России единственным инструментом, которым они располагали для подачи жалоб, была "петиция", адресованная губернатору региона или царю. Молоканам также было трудно поверить в то, что правительственные чиновники выполнят свои обещания. Даже Мур (Moore, 1972 г.) отметил, что отношение молокан "к правительству, которое сформировалось в репрессивной царской России, было "проявлением осторожного и пассивного недоверия".
По возвращении домой молокане Калифорнии решили зарегистрироваться и следовать требуемому протоколу, в то время как молокане Аризоны решили не участвовать в регистрации, поскольку они считали это "неотъемлемой частью" военной машины.
Во время Первой мировой войны штат Аризона был четвертым по величине из 52 штатов с точки зрения процента призывников, уступая только Пуэрто-Рико, Аляске и Оклахоме. 5 июня 1917 года, когда было зарегистрировано около 300 молокан из Глендейла, штат Аризона, они подошли к месту регистрации с их письменными показаниями под присягой, в которых они заявляют о своём историческом неприятии войны и заявляют, что они не хотят служить. Молокане не пытались скрыться от властей и остались на своих фермах, чтобы ухаживать за скотом и посевами.
Тогда стало ясно, что одним из немногих эффективных методов привлечения участников-отказников было показать пример тем немногим, кого поймали, тем самым вселив страх в сердца тех, у кого могло возникнуть искушение продолжить свои ошибочные действия. Естественно, молокане рассматривались в качестве яркого примера.
10 июня республиканцы из Аризоны обнародовали эту точку зрения, заявив, что арест молокан напугал толпы сопротивляющихся мексиканцев, которые боялись подобного наказания, и заставил их зарегистрироваться. Прошло совсем немного времени, прежде чем "показательный" метод стал официальной политикой Генерального прокурора США, который считал, что быстрое судебное преследование абсолютно необходимо, — он предпочёл, чтобы молокане были осуждены, автоматически зарегистрированы и находились в тюрьме до 20 июля.
7 июня 1917 года полиция Финикса прибыла в молоканскую колонию с ордерами на арест за отсутствие регистрации. Старцы сказали, что большинство разыскиваемых мужчин находились не дома, но на следующее утро они заявятся в полицию. Когда требуемые люди из молоканской общины прибыли в Глендейл, то им было приказано сесть в трамвайный вагон. Когда трамвайный вагон подъехал к Финиксу, кондуктор зажег фонари в передней и задней частях автобуса с надписью "Бездельники", чтобы выставить их на всеобщее обозрение.
Когда мужчины-молокане в итоге предстали перед судьёй, они сообщили, что они уведомили городские власти в 1914 году, заявив, что будет война и что они не будут принимать в ней участия.
Тридцать четыре молоканина были арестованы и содержались в тюрьме в течение трёх дней, в течение которых они ничего не ели, так как считали эту пищу "нечистой". Они также перешли на вегетарианство в 1915 году после пророчества о неминуемой войне.
Заключённые в тюрьму мужчины были освобождены, чтобы они могли заняться своими посевами, при условии, что они вернутся на слушание дела 5 августа 1917 года. Согласно договоренности, тридцать четыре молоканина должны вернуться 5 августа 1917 года, когда их дела будут рассмотрены Федеральным маршалом. Они были приговорены к одному году заключения в тюрьме округа Явапай в Прескотте, Аризона.
Заключенные были, наконец, освобождены в январе и апреле 1919 года.
В то время некоторые из молокан, которые зарегистрировались и работали в рамках системы, считали, что молокане Аризоны страдали напрасно. Многие фермы обанкротились из-за того, что мужчины проводили время в тюрьме вместо того, чтобы работать на своих землях. В некоторых случаях дети были переданы родственникам, чтобы избежать бедности, пока отцы отбывали тюремное заключение. Их сообщество было расколото социально, поскольку люди ополчились друг на друга, чтобы ослабить давление, которому они подвергались со стороны американского правительства за действия своих единоверцев. Эта группа молокан полностью разочаровалась в правительстве Соединённых Штатов, потому что оно обещало им свободу вероисповедания и возможность исповедовать свои убеждения, но затем публично отказалось от этого.
Многие семьи покинули Аризону и вернулись в Лос-Анджелес в поисках экономической, эмоциональной и социальной поддержки со стороны более широкой местной молоканской общины. Во время Великой депрессии многие молокане стали трудовыми мигрантами и отправились в Керман, штат Калифорния, чтобы работать на других молокан; другие путешествовали по всему штату, работая на фермах. Многие молокане испытали неопределённость, поскольку они не могли воспользоваться имеющимися у них земельными ресурсами. Некоторые из них впали в разочарование и алкоголизм.
Вторая мировая война вызвала новый кризис среди молокан, связанный с внутренними разногласиями из-за отказа от участия в войне по соображениям совести. Многие из молодежи пришли к пониманию того, что нет молоканско-христианской концепции "справедливой" войны в противовес молоканско-христианской концепции пацифизма. Это изменение послужило толчком к созданию литературы молоканскими старцами о моральных опасностях, связанных с принятием концепции "справедливой" войны.
После Второй мировой войны молокане вновь начали искать альтернативное место для своей общины. В 1945 молокане обратились в посольство Турции в Сан-Франциско с просьбой о миграции в Турцию. Этот план провалился, поскольку в Турции не было освобождения от военной службы. В 1945 году временному поверенному в делах Ирака были направлены такие же просьбы, но и там разрешение также не было получено.
В конце концов старцы провели большое собрание в Лос-Анджелесе с делегацией из Кермана по поводу планирования широкомасштабной миграции из Соединённых Штатов Америки. Американские молокане были разделены между мигрирующими в Австралию и мигрирующими в Бразилию. В конечном итоге небольшие группы людей мигрировали в оба пункта назначения.
Рассказывание этих устных историй в социальных сетях напоминает молоканам о том, кто они такие и кому можно доверять. Правительства часто изображаются как организации, которым нельзя доверять, которые не выполняют свои обещания, меняют правила в угоду собственным потребностям или становятся врагами, когда этого меньше всего ожидаешь. Они также показывают, что молоканам из других подгрупп не всегда можно доверять или рассчитывать на поддержку в кризисные времена.
на Главную