Полина Матвеевна Сливкова

Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОСТИ МОЛОКАН

 

       По словам антрополога Мура (Moore, 1973 г.), в России в 1833 году произошло «великое излияние Святого Духа», что вызвало крупный раскол в религиозной общине молокан и привело к образованию конфликтующих групп. Первоначальная фракция стала известна как Постоянные, а новая фракция стала известна как Прыгуны. Хотя Постоянные верили в духовное проявление, тем не менее они утверждали, что Священное Писание является высшим авторитетом. Прыгуны приняли дополнительные проявления Святого Духа в виде пророчества как постоянной формы руководства от Бога.

 

       Мур (Moore, 1973 г.) утверждает, что к «1900 году у Прыгунов был довольно красочный и вдохновляющий ряд пророков-лидеров», которые принесли новую форму спиритизма, не согласующуюся с доктринами Постоянных. Самый большой раскол произошёл во время евангелизации Максима Гавриловича Рудомёткина, который был одним из самых противоречивых из этих новых пророков-лидеров, и его последователи стали известны как Максимисты, что вызвало раскол внутри подгруппы Прыгунов. По наущению Постоянных Рудомёткин был выделен как агитатор и заключён в тюрьму российским правительством в период 1855-1877 гг.

 

       Его главным преступлением, по-видимому, было сексуальное насилие, и он был обвинён в многоженстве. Рудомёткин утверждал, что эти женщины были его духовныминевестами, т. е. он не лишал их девственности, и что не было никаких оснований для обвинений. Это действие Постоянных вызвало большое недоверие и разделение между Постоянными и Максимистами, которое продолжается и по сей день в молоканской общине.

 

       Молокане признают нескольких мучеников и пророков, которые сыграли решающую роль в развитии духовного мировоззрения религиозной общины, включая Л. П. Соколова (ранее известного как А. И. Борисов), Д. Ессеевича (ранее известного как Ф. О. Булгаков), М. Г.Рудомёткина и Е. Г. Клубникина. Постоянные придерживались учений первых двух пророков, тогда как Прыгуны и Максимисты придерживались учений последних двух.

 

       Поскольку большинство моих респондентов были мигрантами первого и второго поколения, у всех них был опыт до миграции и после переселения, на который они опирались при сравнении культурных верований и практик. Большинство считали, что их церковные обряды и социальные практики не изменились в результате миграции. Однако они часто указывали на различия в том, как их принимали члены принимающих обществ, т. е. Соединённые Штаты Америки и Австралия. В целом, большинство моих респондентов считали, что австралийцы более терпимы к межкультурным различиям, чем американцы.

 

       Двое моих респондентов были из Соединённых Штатов Америки, и их комментарии касались принимающей страны. Хелен отмечает, что культурные различия между молоканами и более широкой общиной заключаются в одежде, еде, языке, церковных службах и праздниках. Она говорит,что молокане носят особую одежду в церкви и должны одеваться по-другому вне церкви, например, более скромно. Молокане носят головной убор в церкви и многие носят небольшой головной убор вне церкви.

 

       Хелен отмечает, что службы в церкви молокан (Прыгуны и Максимисты) проводятся на русском языке, а формат совершения молений отличается от других религий. У Постоянных, Реформированных молокан и молокан Наследия есть свои вариации в службах и использовании языка.

 

       Лилиан переехала в Перт, Западная Австралия, в 1964 году, и рассказала об опыте, который укрепил её решимость поддерживать культуру молокан, несмотря на отсутствие достаточной массы членов в австралийской общине молокан. Этот важный опыт произошёл, когда её семья всё ещё жила в Перте. Однажды поздно вечером к ним пришёл незнакомец. Мужчина пришёл к ним домой и спросил, являются ли они молоканами, которые только что переехали в этот район. Она ответила, что они были молоканами, и пригласила его в дом и предложила чашку чая. Он отклонил предложение, сказав, что его сын ждет его в машине. Незнакомец посмотрел на религиозные книги (Библию и Песенники), которые у Лилиан лежали на столе, и пролистал их. К её полному изумлению он заметил, что они пели многие из тех же самых песен. Он затем сказал: «Что бы вы ни делали, пожалуйста, не разбавляйте свою веру. Сохраняйте свою веру». Он также объяснил, что он из группы из 50 семей молокан, которые мигрировали из Китая в Перт в 1950 году, но люди ассимилировались в другие религии. Он подчеркнул: «Действительно, очень важно, чтобы вы сохраняли свою веру». Лилиан восприняла его совет близко к сердцу.

 

       Лилиан редко общалась с членами более широкой общины из-за необходимости объяснять соблюдение диетических законов Ветхого Завета, Святых дней и строгогособлюдения регулярного посещения церкви. Лилиан было трудно принимать участие во время приема пищи с другими, потому что она рисковала оскорбить их, не приняв всю предложенную ей еду, и она не хотела быть причиной смущения или дискомфорта для своих хозяев. Сохранение молоканских диетических практик мешалоспособности её семьи общаться с более широким сообществом, но не влияло на возможность её семьи найти работу. Лилиан обнаружила, что её муж никогда не испытывал трудностей с получением отпуска с работы, чтобы соблюдать Святые дни, когда он объяснял, что это было частью его религиозных практик.

 

       Лилиан работает в агентствах, предоставляющих услуги мигрантам, и она сосредоточилась на >работе с русскоговорящими мигрантами. Её работа дала ей возможность познакомиться с разнообразием культурных традиций, религиозных верований и практик. Она чувствует, что это >разнообразие дало ей платформу для сравнения своей собственной культуры с другими и получения большего признания своего собственного исторического, социального и религиозного происхождения.

 

       Другой участник получил чувство подтверждения своей веры из опыта, который он получил вскоре после переезда в Австралию. Когда Питер не выполнял бы своих обязательств, то это позволило бы Питеру собрать тысячи долларов в виде штрафных санкций и ставок. Однако он удивил продавца и агента по недвижимости, приняв смягчающие обстоятельства и несколько раз изменив договор, чтобы учесть обстоятельства продавца. Он прокомментировал, что они были поражены тем, что он не воспользовался возможностью быстро заработать. Он сказал им: "Деньги — не самое главное в мире. Дружба мужчины важнее. И настоящую дружбу нельзя купить в кредит".

 

       Его взгляд на христианство был таков: чтобы быть апостолом Христа, нужно быть добрым к другим и предлагать помощь везде, где это возможно, не ожидая никакой благодарности или признания взамен. Питер обнаружил, что ему также было трудно убедить своих соседей в том, что он христианин, потому что он не участвовал с ними в их барбекю или распитии пива. В конце концов он убедил их, что для него нормально разделить с ними чашку чая и общаться определённым образом. Ему было трудно донести, что он заботится об их благополучии, даже если он не мог участвовать в их жизни в той степени, в которой они хотели бы. Его религиозные обряды, связанные с гибридностью еврейских и христианских верований, поставили его в противоречие с другими христианами, потому что он не праздновал Рождество. Питер считает, что подход молокан к жизни отличается от более широкого общества:"Люди смотрят на нас и не могут указать на нас пальцем. Но самое простое, что я им говорю, это то, что мы частично иудеи. Да, это объясняет всё самым быстрым способом. Что касается Рождества, почему бы нам его не праздновать? Поэтому я говорю, что мы не можем найти ничего написанного, чтобы отпраздновать рождение Христа, но мы празднуем воскресение Христа, что важнее. Поэтому люди считают нас язычниками, мы — не верующие, потому что «Ты не можешь купить своей жене что-нибудь?» Ну, ей ничего не нужно на Рождество".

 

       Многие мужчины-молокане носят длинную нестриженную или неуложенную бороду как символ уважения к своим религиозным ценностям. В большинстве случаев мужчины не испытывают проблем с ношением бороды в более широком обществе, если те, с кем они общаются, понимают, что борода имеет религиозную символическую ценность. Майкл (первая волна, четвертое поколение, максимист, Южная Австралия) не носил бороду в годы своего брака; однако, когда его брак распался и он провёл некоторое время, переосмысливая свою жизнь, он решил посвятить себя своим религиозным обрядам. Во время его заявлений на получение опеки над своими детьми его адвокат сообщил ему, что его борода будет препятствием для убеждения суда в его пригодности в качестве отца. Это было в основном из-за ассоциации с байкерскими бандами. Майкл решительно отказался сбрить бороду и настоял на том, чтобы разбирательство продолжалось с бородой.

 

       Майкл также указал, что идеалы молокан отличаются от идеалов других религиозных или социальных групп. Однако, будучи общиной меньшинства, находящейся в обществе, которое отстаивает другие ценности и обычаи, это создаёт большую нагрузку на молодёжь из молокан. "Одна из главных вещей, вероятно, в наших законах о еде, в том, что мы едим кошерную пищу. Затем, если вы сравните то, как мы действуем, с тем, как мы должны действовать, вы заметите, что это две разные вещи. Мы выступаем за то, чтобы мы не пили, мы не носим оружие, мы скромные люди, мы покрываем головы, все такое, и, да, это здорово. Мы молокане, мы ходим в церковь, но в реальной жизни я должен сказать, что мы довольно лицемерны в том, что мы скрываем много вещей, и как только это не воскресенье или как только русская рубашка снята, мы на дискотеках. Я мог бы сказать, что большую часть своей супружеской жизни я был — мы должны быть сознательными отказниками (отказ от военной службы по убеждениям) — это одна из величайших вещей, которая отличает нас от других религий — до недавнего времени я никогда не чувствовал себя сознательным отказником. Всю свою жизнь, с 14 лет, я был стрелком-спортсменом. У меня всю жизнь было оружие, поэтому то, что мы делаем, и то, что мы говорим, — это две разные вещи". Я сказала, что повседневная жизнь на самом деле не соответствует идеалам, установленным в церкви, и Майкл ответил: "О, это даже близко не стоит. Как будто скромность уходит за дверь. Я имею в виду женщин в нашей вере, которые следуют вере и являются скромными людьми. Наши парни в Аделаиде, и это не клевета, но в основном русские парни, которые приехали из России, им запрещён вход практически в каждый ночной клуб в Аделаиде из-за драк, пьянства и скандалов. Не редкость для мужа, молодого мужа прийти домой с работы и сказать жене: «Я иду с парнями — в ночной клуб», и оставить жену дома, и пойти в ночной клуб до утра. Так что идеалы велики и потрясающи, но, знаете, нам говорят, и я полагаю, это факт жизни, не делай этого и не делай того, и, конечно, когда детям не разрешают делать все эти вещи, то, когда они могут, они просто перегибают палку".

 

       Молокане обнаруживают, что они вовлечены в борьбу между идеалами, которые они проповедуют в церкви, и реальностью, которую они практикуют в более широком обществе. Многие родители ограничивают своих детей общением в рамках молоканской общины, чтобы свести к минимуму желание своей молодёжи участвовать в несанкционированных мероприятиях в более широком обществе, таких как посещение ночных клубов и баров, курение или употребление спиртных напитков. Они предпочитают сосредоточиться на полезных мероприятиях, таких как посещение уроков пения, церкви и семейных мероприятий.

 

       Хотя Стелла (третья волна, второе поколение, максимистка, Южная Австралия) признаёт, что молокане стали довольно американизированными или австралиизированными и утратили свою русскую этническую принадлежность, она усиливает сохранение культурной границы для своего ребёнка. Общение с членами принимающего общества является довольно табуированным в её семье и она позволяет своей дочери общаться только с одним близким школьным другом. В детстве Стелле часто говорили, что от неё отрекутся, если она выйдет замуж за человека, не исповедующего молоканскую веру, и что молокане должны придерживаться своего «племени» и признавать, что другие люди принадлежат к другим «племенам».

 

       Стелла отмечает, что различия между молоканами и другими религиями заключаются в том, что они сосредоточены на Святых днях Ветхого Завета и соблюдают законы питания. Соблюдение законов питания часто является препятствием в общении с членами принимающего общества, поскольку их соблюдение доставляло бы неудобства людям, которые не связаны этими законами, и вызывало бы несоблюдение у молокан, которые не хотят причинять неудобства. Однажды Стелла уступила желанию своей дочери пойти на день рождения школьной подруги. Эта семья знала о соблюдении Стеллы правил питания. Когда они прибыли в дом хозяина, то обнаружили, что там установлено два барбекю. Один — для приготовления говядины и рыбы, а другой — для приготовления сосисок. Стелла была глубоко признательна хозяину за то, что он учёл её убеждения.

 

       Стелла также отмечает, что у молокан есть правила чистоты, касающиеся возвращения женщины в церковь после рождения детей. Женщина считается нечистой в течение 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. Женщинам всегда предполагается покрывать голову платком ("косынка"), но большинство женщин молоканок обычно делают это только на церковных службах или носят очень маленький прозрачный платок размером с носовой платок.

 

       Я отметила чувство облегчения у своих участников, когда они рассказывали о случаях, когда немолокане понимали или принимали их отличия. Однако были также случаи, когда люди рассказывали о трудностях, связанных с непринятием. После похорон, на которых я присутствовал в 2003 году, одна женщина предложила мне связаться с ней неформально, потому что она хотела внести вклад в мою магистерскую диссертацию. Эта женщина, Джорджина (вторая волна, третье поколение, Западная Австралия), была ребёнком семьи максимистов, переехавшей в Австралию в 1964 году. Она отметила, что опыт поселения был очень трудным для неё и её братьев и сестёр, потому что дети в школе издевались над ними из-за того, что они русские. Для неё и её братьев и сестёр было обычным делом бежать всю дорогу домой из школы, а за ними гнались студенты, бросающие камни. Она отметила, что взрослые в более широком обществе приняли её, несмотря на её русскую национальность или молоканскую религию, и отреагировали благосклонно, когда поняли, что она «одна из тех русских», которые недавно переехали в Банбери.

 

       Её родители пытались поддерживать знание русского языка, отдавая своих детей на частное обучение людям русского происхождения. Она сообщила мне, что может читать и понимать русский язык, хотя сама больше не использует его. Она учит своих детей (от межкультурного брака) некоторым основным русским словам и молитвам. Когда они посещают церковную службу, они делают это в компании своего отца. Хотя Джорджина по-прежнему принимает пацифизм как приоритет, она учит своих детей уважать страну, в которой они живут, поскольку она даёт им безопасное убежище. Хотя она учит неучастию в войне, она поощряет своих детей чтить и уважать тех, кто отдал свои жизни на войне, поскольку это способ, которым они стремятся восстановить мир.

 

       Последний комментарий Джорджины касался того факта, что они, дети второго поколения переселенцев в Австралию в 1964 году, взрослели очень трудно, потому что им пришлось искать свой собственный путь в новой системе, где было мало молокан, которые могли бы поддержать их. Им пришлось учиться методом проб и ошибок, поскольку прецедентов не было.

 

       Семья Норин твердо верила в необходимость держаться отдельно от «мира», и ей не разрешалось участвовать в социальных отношениях со школьными друзьями. Она находила это неудобным, потому что люди, которые пытались подружиться с ней, были действительно хорошими людьми. Норин обнаружила, что её опыт общения с австралийцами был гораздо приятнее, чем её детский опыт общения с американцами. Она чувствовала, что австралийцы более терпимы к бородам и культурной одежде, чем американцы. Норин считает, что молокане не поощряют индивидуализм, поскольку стремятся сохранить групповую идентичность и обычаи. Её потребность в удовлетворении собственных эмоциональных потребностей и достижении чувства индивидуальности заставила её отдалиться от молоканской общины, поскольку она чувствовала, что не может быть верной себе как личности.

 

       У Норин было несколько возможностей посещать церковные службы в других христианских церквях, и она отмечает, что есть несколько различий в отношении служб. Основное различие — это язык. Молокане используют русский язык на своих службах, а большинство других христианских конфессий говорят на английском. Мужчины и женщины разделены на службе молокан, тогда как в других христианских конфессиях мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины и женщины играют разные роли в церковных службах, и формы соблюдаются довольно строго — «поэтому религия основана не только нахристианстве или духовности, в ней есть формальная система, которая является вполне религиозной».

 

       Несколько вопросов, связанных с употреблением слов и мировоззрением, вызвали трудности в межкультурном понимании у Мириам и Джейн (обе — представители первой волны, четвертого поколения, Западная Австралия) в начальных классах школы. Оба респондента изучали ветхозаветные концепции чистоты в отношении законов питания и считали, что определённые продукты и животные «нечисты» и что употребление «нечистой» пищи или прикосновение к «нечистым» животным также сделает вас «нечистыми». У обоих был опыт в школьной среде, где их приглашали разделить обеды с одноклассниками или потрогать поросят на школьных экскурсиях. Они пытались объяснить, что употребление этих продуктов или прикосновение к этим животным сделает их и других «нечистыми». Это сбивало с толку их одноклассников, поскольку они могли связать чистоту только с актом купания или принятия душа.

 

       В моём детстве отец считал, что развлечения любого рода или время, чтобы сидеть и размышлять о вселенной, — это возможность для праздных рук найти проказы.Мой отец считал, что люди должны продуктивно работать от восхода до заката. Жизнь вращалась вокруг посещения школы, домашней работы, религиозных занятий повоскресеньям, изучения русского языка, работы на ферме, работы по дому и помощи в семейном бизнесе.

 

       Поскольку мои родители строго придерживались кошерного приготовления пищи, много времени было посвящено выпечке, готовке, консервированию, заморозке продуктов и разделке скота. Моя  мама, моя сестра и я проводили дни, готовя макаронные изделия, пирожки, блины, пироги и т. д. и замораживая их для будущего использования. Моя мать также делала всесобственные сыры, йогурты и масло. Она начала покупать выпечку в магазинах только тогда, когда её друзья одобрили некоторые из них как приемлемые.

 

       Мой отец не одобрял западную моду, поскольку она была нескромной, поэтому я начала изучать искусство шитья, когда мне было девять лет. Зимой моя мать и все дети расчесывали шерсть, а женщины шили одеяла для семьи. Я выросла буквально без консервантов и добавок, искусная в домашнем искусстве и преуспевающая в учёбе, но это было приобретено ценой отсутствия свободного времени для личного развития, хобби или изучения общества, в котором я жила.

 

       Хотя я понимала беспокойство моих родителей о сохранении отделённости от «мира», я обнаружила, что их методы создавали для меня камни преткновения, когда я стала независимой молодой взрослой. Я инициировала изменения в своём собственном воспитании, чтобы предоставить моим детям возможности для социального развития и понимания общества в раннем возрасте.

 


ВНУТРИКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СРАВНЕНИЯ

 

       Воссоединения вызывали напряжённость с общиной молокан, когда они приезжали, чтобы разделитьту же экологическую нишу в Русском городе в Лос-Анджелесе. Старейшины молокан стремились преодолеть свои разногласия и объединить своё братство, чтобы они могли быть духовно готовы встретить Христа в единстве и мире. Поскольку в общине молокан есть много подгрупп, существуют также различия, которые возникли в результате того, что общины были разбросаны по разным регионам и участвовали в разных волнах миграции.

 

       Хелен также выросла в Кермане, Калифорния, в очень консервативной семье максимистов. Она также является потомком одного из мужчин из Аризоны, которые былизаключены в тюрьму во время Первой мировой войны. Хелен выросла, веря, что все молокане придерживаются правил не пить, не курить, не ходить в кино или на танцы, а также не питаться в ресторанах. Если когда-либо к её семье приходил немолоканин, они предлагали ему чашку чая или стакан воды, но они выбрасываличашку или стакан после ухода гостя, потому что ими пользовался кто-то,  употреблявший «нечистую» пищу.

 

       В семье Хелен не было телевизора, когда она была подростком. Её родители заняли более мягкую позицию и арендовали телевизор, когда её брат получил серьёзную травму и был прикован к постели в течение шести недель. Она испытала сильный шок, когда переехала в Лос-Анджелес и обнаружила, что многие молокане не придерживаются тех же правил, которых придерживались в её общине в Кермане. После замужества она обнаружила, что её новый муж-молоканин приглашает в дом чернокожего мойщика автомобилей, чтобы разделить с ним трапезу. Она была совершенно ошеломлена таким огромным отходом от практик своей семьи.


       Другие внутрикультурные различия могут быть связаны с волной миграции. Например, Вачели (третья волна, второе поколение, реформатор-молокан, США) считает себя членом общины молокан с точки зрения религии и этнической принадлежности, но интегрировался в более широкое общество. У него нет тех же проблем с тесным общением с немолоканами, как у Хелен, и он не придерживается строгих правил, принятых её семьей в Кермане. Он не считает, что национальный патриотизм подрывает его религиозные убеждения. Он различает религию и этническую принадлежность, поскольку религия охватывает специфику веры в божество. Он говорит:  "Я молоканин по этнической принадлежности, что включает общее наследие в еде, одежде, языке, истории. Однако я также современный молоканин, что означает, что я не всегда делаю вещи так, как делали мои бабушки, дедушки и родители. В области религии я, прежде всего, христианин с христианским взглядом на божество, а затем я молоканин, который отражает стиль или вкус христианства. Будучи современным молоканином, очень мало в моём культурном наследии отличает меня от окружающего сообщества. Я все еще говорю на русском языке, но только в кругу старцев, из уважения к ним. Я всё ещё следую принципам молоканской диеты, но только из-за личного выбора, я, как правило, не ношу одежду в стиле молокан, за исключением особых обстоятельств, и опять же, из уважения к старцам. Я должен добавить, что моё конкретное место поклонения также было модернизировано в том смысле, что язык и стиль одежды были адаптированы к тому, что английский является основным языком поклонения, а стиль одежды современен".

 

       Хелен считает, что её идентичность как молоканки представляет собой смесь религиозных убеждений и культурных аспектов русской этнической принадлежности. Она подчеркивает этот момент, говоря, что русские армянские молокане, переехавшие в Аделаиду, довольно легко вписались в устоявшуюся общину молокан. Она отметила, что у армянских молокан (четвёртая волна) и молокан Аделаиды (первая, вторая и третья волны миграции) были культурные общие черты. Они едят одну и ту же еду, например, овощной суп ("борщ"), мясные пирожки блины и семена подсолнечника ("семечки"). Хотя эти блюда готовились с небольшими изменениями, их можно было распознать как происходящие из одного и того же русского наследия.

 

       Молокане редко приветствуют друг друга рукопожатием — обычно они используют лобзание или «поцелуй мира». Хотя есть небольшое различие в практике междуамериканскими молоканами, которые целуют друг друга в губы, и армянскими молоканами,которые используют европейский поцелуй в щёку, он всё равно используется для одной и той же цели.

 

       Я посетила Аделаиду на десять дней в сентябре 2004 года по очень душераздирающему случаю. Мой зять, который переехал в Австралию всего три года назад, погиб в автокатастрофе. Многие люди из Западной Австралии и Соединённых Штатов Америки также приехали в Аделаиду, чтобы разделить горе и оказать моей сестре эмоциональную поддержку. Мой брат Алекс (третья волна, второе поколение, максимист, США) также посетил Аделаиду в это время и остановился в армянской семье почти на две недели. Я несколько раз навещала эту армянскую семью и присоединялась к разговорам между Алексом и его хозяином Джорджем. Разговоры, состоящие в основном из устных историй, текли легко, как только Джордж понял, что я отлично владею русским языком, и не было необходимости останавливаться и переводить на английский.


       Джордж говорил, что молокане в Ереване, Армения, носили свою культурную одежду на публике без колебаний. Они часто ходили группами и пели свои молоканские песни на улицах или даже проводили публичные молитвы, когда это было необходимо. В Ереване высокая концентрация многоэтажных многоквартирных домов, и многие молокане проживают в них. Они часто собираются в квартирах друг друга, чтобы общаться и рассказывать истории, изучать Библию, молиться или петь молоканские церковные песни, и звук их деятельности доносится до их соседей на всех этажах. Другими словами, они не стесняются делиться своими религиозными убеждениями и социальными практиками с немолоканами.

 

       На самом деле армяне активно поощряют людей присоединяться к их религии независимо от их этнического происхождения. Это позиция, которой много лет назад поделился со мной другой армянский мигрант. Армяне с трудом понимают, почему молокане в Австралии сохраняют свои социальные границы и не делятся своей религией с другими. Я разговаривала с несколькими армянами во время моего предыдущего визита в Аделаиду, и они не могли понять, почему австралийские мужчины-молокане не носят русскую косоворотку каждый день как символ того, кем они являются. Эта обеспокоенность также распространялась на женщин, которые не носили свои платки ежедневно и на публике.


       Поскольку молокане первой, второй и третьей волн миграции смягчили свою культурную выразительность в диаспоре, они стали непохожи на своих единоверцев вАрмении. Мой брат Алекс посетил Армению около шести лет назад примерно на месяц. Он вернулся домой вдохновлённый преданностью и пылом армянских молокан к своей религии и их желанием поделиться ею с немолоканами. Этот визит, казалось, стал для него поворотным моментом, поскольку он подчеркнул, насколько молокане в Соединённых Штатах Америки отступили в своё замкнутое общество, в то время как другиевсё ещё были заняты обменом и прозелитизмом.

 

       Уолтер (первая волна, третье поколение, США, духовный христианин) женился на молоканке, родившейся в России, и стал ещё больше осознавать внутрикультурные различия между молоканами, не связанными с подгруппами. Он заметил разницу между родившимися в России и рождёнными в Америке молоканами. Как рождённые в России, так и рождённые в Америке мужчины-молокане носят русскую косоворотку, завязанную шнуровым поясом. Молоканки, рождённые в России, носят обычную уличную одежду в церкви с нарядным кружевным фартуком и платком. Женщины-молоканки, рождённые в Америке, носят одежду, которую они называют «нарядом», состоящую из длинной пышной юбки со свободной блузкой, которая обычно застегивается на пуговицы на спине. Они также носят нарядные кружевные фартуки и платки. Многие из женщин-максимисток и прыгунов, рождённых в Америке, носят кружевной чепчик на голове под платком как символ замужества и покорности своим мужьям.


       Уолтер также отмечает, что молокане, родившиеся в России, и русские других конфессий находят больше времени для встреч и общения, чем молокане, родившиеся в Америке. Он говорит, что молокане, родившиеся в Америке, обычно слишком заняты своими делами, чтобы общаться в Русском клубе в его районе, и ограничивают большую часть своих социальных мероприятий воскресеньями. Ему нравится посещать Русский клуб и общаться с людьми, которые разделяют его интерес к русской еде, крепкому чаю, заваренному в самоваре, и обсуждать события, происходящие в России.

 

       Самовар — это русская версия чайника для кипячения воды. В нем есть отделение для хранения воды и ещё одно — для сжигания щепы. Я также обнаружила, что во время моих визитов к армянским молоканам (четвертая волна) и персидским молоканам (третья волна) общение для поддержания сплочённости сообщества было неотъемлемой частью их молоканской идентичности. Армянские молокане приехали из сплочённых общин и с трудом принимали социальную дистанцию, которую многие молокане, по-видимому, поддерживают вне церковных мероприятий.

 

       Многие молокане настроены против того, чтобы представители их собственной религии вступали в брак или общались с членами Русской православной церкви, русскими пятидесятниками, русскими баптистами или русскими адвентистами, потому что они не соблюдают одни и те же законы о еде. Было несколько браков междумолоканами и русскими православными в Соединённых Штатах Америки, но русским православным женщинам приходилось переходить в молоканство и креститься в молоканской церкви до свадьбы.

 

       Большинство упоминаний о продуктивных межкультурных связях, с которыми я сталкивалась в первые годы поселения в Соединённых Штатах Америки, были связаны с русскими евреями из-за общности в плане соблюдения ветхозаветных праздников, законов о еде и их общего языка. Мнение Джейн (первая волна, четвертое поколение, молокане наследия, Западная Австралия) о молоканах изменилось после развода её родителей: "Все мои друзья, которые были молоканами, которых я считала своими друзьями, внезапно перестали быть моими. Те, кто были со мной, были моими австралийскими друзьями, моими друзьями немолоканами". Джейн обнаружила, что молокане, включая её друзей, дистанцировались от её семьи, чтобы не допустить, чтобы их семьи были запятнаны разводом её семьи. В каком-то смысле она обнаружила, что теперь принадлежит к низшему классу, который был запятнан грехом.

 

       Майкл рассказал мне, что в ранние годы он считал, что быть русским — это неотъемлемая часть молоканства. В настоящее время он считает, что этническая принадлежность должна играть меньшую роль в религиозной общине, поскольку именно ритуальный формат отличает веру молокан от других вер. Он отмечает, что когда русские армяне впервые прибыли в Аделаиду, они не были знакомы с ритуальным форматом молокан Аделаиды. Именно их русская этническая принадлежность позволила им воспользоваться социальными ресурсами общины Аделаиды и получить спонсорскую поддержку для своей миграции. Майкл сообщил мне, что священником в одной из церквей молокан в Армении был немец, принявший молоканство. Он считает, что молокане — это религиозная община, несмотря на преобладающую часть её членов — потомков русских.

 

       Норин считает, что люди в принимающем обществе более терпимы к культурным различиям, разным идеям и образам жизни и считает, что молокане могут быть попрощев своём принятии людей. Социальные обычаи молокан требуют строгого соблюдения семейных ценностей и традиций. Если вы выйдете за эти границы, вы будете нежеланны в их жизни. Несколько респондентов считали, что на их чувство идентичности влияло их родословная и их понимание того, откуда эта родословнаяберётся. Хотя Норин знала о родословной и практиках молокан, она считала, что именно действия, в которых она решила участвовать, определили, какой аспект её идентичности вышел на первый план и стал доминирующей идентичностью в то время. Большинство молокан сосредоточились на внешних отличительных маркерах, таких как еда, бороды, язык и одежда, когда отмечали культурные различия.

 

 

ДУХОВНОСТЬ, ПРОРОЧЕСТВО И ДУХОВНАЯ РАБОТА

 

       Функции, выполняемые пророком или духовным работником ("действенником"), жизненно важны для духовного здоровья и социальной сплоченности молоканской общины. Роль пророка или духовного работника гендерно нейтральна, хотя в этом качестве часто служат больше мужчин, чем женщин.

 

       Прежде чем я начну обсуждать роли двух типов работников, необходимо провести различие между ними. Пророк обычно действует в будущем времени и информирует общину о грядущих событиях: неминуемой опасности, последствиях морального упадка, духовном руководстве для общины или отдельных лиц. Пророк известен своей точностью и способностью быть конкретным в своих откровениях. Пророк может распознавать духовный потенциал людей и объявлять их будущими работниками или лидерами в обществе. Эти люди могут в настоящее время быть членами общества или еёе не родиться.

 

       Духовный работник обычно действует в настоящем времени и отвечает на общественные и социальные нужды. В некоторых случаях духовный работник озвучивает тайные просьбы человека и даёт ответ на его прошение. Эти действия часто убеждают людей в том, что они по-прежнему ценны для Бога, и их прошение ("просьба") было услышано и на него ответили.

 

       Я считаю, что в религии молокан выражение духовности и экстаза одинаково между мужчинами и женщинами. Женщины в равной степени участвуют в передаче пророчеств. Однако были случаи, когда пророчества женщин и мужчин игнорировались на основе дискриминации по возрасту, их одинокого статуса или недоказаннойистории в духовной работе. В некоторых прочитанных мною биографиях упоминалось, что с течением времени пророчества этих женщин и мужчин исполнились в ущерб членам общины, которые впоследствии оказались не готовы к предсказанным вызовам.

 

       Молокане, которые считают, что их духовно вдохновлённые сообщения были проигнорированы или которых заставили замолчать в церкви за их неортодоксальные взгляды, не дав им возможности выступить и обратиться к прихожанам, нашли другие способы достучаться до прихожан. В предыдущие годы эти люди могли отправлять статьи в The Molokan, официальный информационный бюллетень молоканской общины в Лос-Анджелесе, и многие из них были опубликованы. Однако впоследние годы даже издатели The Molokan взяли на себя роль привратников и отклоняют статьи, которые бросают вызов статус-кво. В 1980-х и 1990-х годах было несколько инцидентов, когда молокане с нетрадиционными взглядами пытались достичь своих единоверцев, распространяя листовки или готовя альтернативные публикации.

 

       Молокане во многом моделируют свои религиозные ценности на иудаизме и моделируют свою духовную жизнь на пророках Ветхого Завета, которых они высоко чтут. В устной традиции молокан доминируют истории о пророках молокан, потому что голос пророчества является высшим источником направления в общине. Антрополог Уиллард Мур отметил, что: "Все основные шаги, предпринятые молоканами, большинство нововведений и многие кризисы и трудности народа были вызваны или предсказаны пророчеством. По сути, пророчество управляет образами, в которые воплощается молоканская культура" (Moore, 1973 г.).

 

       Духовность (в частности, пророчество) является краеугольным камнем религии молокан, поскольку она обозначает, что Бог взаимодействует с человечеством и наставляет его за пределами библейской истории. Статус пророка выше, чем статус духовного работника. В настоящее время, однако, титулы пророка и духовного работника часто используются взаимозаменяемо, но это, вероятно, связано с уменьшением числа людей, исполняющих будущую роль пророка в общине. Пророки и духовные работники всегда приглашаются на церковные службы и домашние молитвы в надежде, что они дадут ответ на прошение человека, проводящего молитвенную службу.

 

       Молокане не считают своих пророков и духовных работников мистиками, потому что мистики не считаются получающими свою силу через Святого Духа. Однако, как и мистики, они воспринимаются как имеющие полномочия служить каналом связи между человеком и Богом. Во время моего второго визита в Южную Австралию несколько пар, мой муж и я нанесли социальный визит одной семье, с которой мы разделили трапезу и вступили в дискуссию о духовном здоровье и направлении общины молокан. Во время дискуссии хозяин поднял два вопроса: "Где наши пророки?" и "Почему они не работают?" Один из гостей ответил в том смысле, что большинство людей не хотят слышать, что говорят пророки. Люди часто одобряют только пророков и духовных работников, которые передают послания, которые они готовы принять. Гость привёл несколько примеров пророков и духовных работников, которых обидели молокане за то, что они передают послания упрёка.

 

       Когда люди произносят формальную молитву и приглашают других членов церкви присутствовать, они часто приглашают пророков и духовных работников, певцов и чтецов. Для многих молокан важно, чтобы на их формальных молитвах присутствовали соответствующие люди. Мур (Moore, 1973 г.) в своей монографии об устных традициях и духовности молокан заметил, что если чтец не делает акцент (громкость, эмоции, интенсивность чувств) в соответствующем месте в песне, то «Дух может не проявить Себя, и песня или возможно, вся служба будет иметь ощущение незавершённости». Хотя есть члены молоканских общин, которые могут согласиться с таким наблюдением, и я лично была свидетелем того, как люди пытались «создать настроение», как описано выше, во время церковных служб, но я считаю, что это неполное наблюдение за духовностью молокан. Моё личное наблюдение относительно роли пения в церковных службах заключается в том, что сосредоточение на пении отвлекает людей от их собственных мыслей и переживаний, таким образом расслабляя их достаточно для того, чтобы способствовать духовному освобождению, а не «призывать» Святого Духа. Пение, которое не скоординировано в гармонизации, фальшиво или спето в слишком высоком регистре, обычно служит для усиления напряжения внутри людей в общине, а не для их расслабления.

 

       Духовность молокан действует за пределами непосредственного личного социального или эмоционального контакта с единоверцами или в ситуациях, в которых «настроение задаётся» певцами. Я читала биографические отчёты, слышала о случаях и была вовлечена в ситуации, когда люди проводили личную молитву у себя дома, присутствуя всего с несколькими друзьями или мужем и женой, возносящими свою тайную молитву Богу. Эти люди обнаруживают, что получают сообщения от людей из своего братства, находящихся так далеко, как другой штат или страна.

 

       Часто человек, отвечающий на молитву, навещает, звонит или пишет человеку,который вознёс молитву, с сопутствующими извинениями за вторжение в личные дела человека, вознесшего первоначальную молитву. Обычно это делается без знания респондента о том, что состоялась молитвенная служба. Обычно за этим следуетсообщение о том, что у него был сон, видение или чувство, что он должен установить контакт с этим человеком и передать ему определённое сообщение. Когда события происходят таким образом, я нахожу, что люди, рассказывающие о них, выражают удивление тем, что Святой Дух действует таким образом в их жизни и в общине молокан. Это работает на создание и укрепление социальных и духовных связей, которые, по-видимому, имеют уникальное качество, подчеркивающее особые духовные качества религиозной общины молокан.

 

       Несколько человек рассказали мне, что они искали руководства перед принятием решений, например, оставить ли им общину молокан в Америке, стать членом другой молоканской церкви или даже переехать в Австралию. Они часто просили, чтобы им передали указания из маловероятного или неизвестного источника, чтобы избежать ситуации, когда кто-то, кто хорошо их знает, даст им ответ, который, по их мнению, желателен или уместен. Например, один из моих хозяев заявил, что, когда он всё ещё жил в Лос-Анджелесе, к нему вечером за пределами церкви подошёл член церкви с полностьюпротивоположной его собственной теологической позицией и передал сообщение, которое подтвердило ему правильный выбор, который он должен был сделать в своих размышлениях.

 


СНОВИДЕНИЕ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО ОПЫТА

 

       Как упоминалось ранее, духовный опыт глубоко укоренён в молоканском религиозном опыте и проявляется через такие действия, как пророчество, сновидение,видения и «чувство» или ощущение того, что что-то должно произойти. Хотя опыт сновидения универсален для всего человечества, статус сновидения варьируется от культуры к культуре.

 

       Религиозные сны, записанные в библейских писаниях или исторических свидетельствах, играют важную роль в истории, поскольку они часто были толчком к началу определённых действий или обеспечивали более глубокое понимание жизни. Поскольку молокане являются религией, основанной на Библии, и верят, что они связаны с иудаизмом и ранней христианской церковью, то сны, записанные в Библии, способствуют формированию их идентичности и их интерпретации мировых событий. Их связь с иудаизмом проистекает из двух источников. Многие предки современных молокан имеют еврейское происхождение. Кроме того, молокане получили несколько духовных сообщений ("действий") через духовных работников о том, что молокане являются потомками племени Иуды.

 

       Когда молокане анализируют свои сны, они часто начинают с явного содержания сна, но затем принимают во внимание более широкие аспекты символов культуры. Они часто распознают явное содержание как символизм в снах (которые часто распространены или единообразны во всей общине молокан), но расшифровывают значение скрытого содержания, учитывая, кто рассказал сон, и обстоятельства, связанные со сновидцем. Затем сны соотносятся с другими известными снами, чтобы увидеть, как они вписываются в признанные архетипы общины.


       Сны и видения играют важную роль в сообществе молокан в отношении обеспечения руководства в принятии решений и понимании как на индивидуальном уровне, так и на уровне сообщества. Считается, что сны происходят во время цикла сна, а видения происходят во время бодрствования. Хотя сны и видения воспринимаются очень серьёзно всеми членами общества, много времени тратится на то, чтобы разобраться, является ли сон просто метафорическим выражением текущих действий и эмоций в жизни человека, выражением его подсознательных желаний, или они на самом деле являются действительными духовными снами или посланиями, на которые нужно реагировать. Иногда молокане могут представить сон, который они считают духовным, во время обсуждения в церкви, во время пиршеств или во время своих бесед. Но это обычно ограничивается теми, у кого есть доказанный послужной список снов, которые исполняются. Обычно контекст снов обсуждается в неформальной сфере частных обсуждений вне церковных служб.

 

       Во время моей полевой работы я принимала участие в нескольких дискуссиях, в которых люди говорили особытиях предыдущих церковных служб. Люди обсуждали духовные дела, которыепроисходили во время служб, и вырабатывали собственные интерпретации того, чтодуховные дела значили для них как для отдельных личностей или для общины молокан. Мне нравилось участвовать в социальном дискурсе с другими молоканами, потому что мы могли обсуждать наш духовный опыт, не сдерживаясь. Хотя у всех нас были немного различные взгляды и опыт, духовный опыт был общим для всех нас.  Умственные способности, интеллект или эмоциональная устойчивость не подвергались сомнению, если кто-то имел духовный опыт, такой как сон, видение, экстатическое выражение, сообщение для передачи и т. д.

 


РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

 

       Хотя все молокане, по-видимому, принимают доктрины Уклеина, различные подгруппы интерпретируют и применяют их по-разному. Также существует несоответствие в верованиях, касающихся Святой Троицы. Янг сообщила о верованиях молокан в отношении Троицы как о «Боге не троицы, а единства» (Young, 1932 г.). Реформаторский молокан Богданов (1998 г.) писал, что молокане принимают Святую Троицу и непорочное зачатие Иисуса. Алекс, признанный старейшина-максимист, оспаривает эту точку зрения и утверждает, что концепция Святой Троицы была введена в религию молокан Джеком Грином, христианским работником по связям с общественностью в 1920-х и 1930-х годах. Алекс считал, что до вмешательства американских христиан молокане верили, что Бог был верховным, Иисус был сыном Божьим и подчинялся Богу, а Святой Дух был голосом и силой Бога и также подчинялся Богу.

 

       Молокане, в отличие от других христианских религий, не почитают Деву Марию и апостолов. Вместо этого апостолы называются нашими братьями во Христе. ХотяУклеин признавал вклад Девы Марии в рождение Христа, она не была обожествлена, и молитвы не были обращены к ней с целью получения благословения или заступничества.

 

       Ливанов, автор книги «Раскольники и острожники» (1872 г.), провёл интервью со старейшиной молокан в 1860-х годах, чтобы определить характер молоканского богословия и характер священства. Информатор Ливанова подробно рассказал об обосновании положения Иисуса Христа в церкви. Следующая цитата вкратце излагает это обоснование: "Глава церкви — Божественный учитель Иисус Христос, Которого Бог воскресил из мертвых и поместил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем (Еф. 1:20-23). Нет иного зачинателя веры или главы церкви, кроме Христа, нет никого. Если же главой церкви имеем другого, то он не Христов; а если не Христов, то это неправда. Если кто-то другой утверждает, что он глава церкви, то он возвышает себя над Христом и становится по-настоящему врагом Христа".

 

       Пища также имеет символическое значение в религиозных службах. В издании 1974 года кулинарной книги молокан отведена страница для объяснения ценности и использования хлеба и соли: «Я — хлеб жизни», т. е. чтобы питать и поддерживать нашу духовную жизнь;«Вы — соль земли», т. е. чтобы сдерживать и предотвращать духовное разложение в нашей жизни.

 

       Уроки пения часто проводятся в соответствии с возрастными группами, и младшие дети разучивают легкие песни из песенника. Поскольку в песеннике содержатся только тексты песен, а не музыка, опытному певцу становится важно передать эти знания ученикам. Поскольку песни не имеют установленного темпа или поются в определённом регистре, солисту становится легко поддерживать настроение группы, меняя тон песни.

 

       Есть некоторые различия в том, как поются песни у американских, австралийских и армянских молокан из-за многих лет, проведённых вдали друг от друга. Я присутствовала на одном собрании несколько лет назад, и расхождение в стилях пения между приезжими американскими, армянскими и австралийскими молоканами было очень заметно.


       Группы постарше, как правило, учатся петь более сложные псалмы из Библии. Пение псалмов обычно проводится мужчиной, который называет стих, который нужно спеть. Первые несколько тактов начинает ведущий певец, а затем к нему присоединяется остальная группа. Несколько устоявшихся классов пения в Калифорнии попытались стандартизировать пение, делая записи на кассетах и компакт-дисках и делая их доступными для молокан. Ещё одним преимуществом записи песен является то,что она позволяет будущим поколениям иметь доступ к старым знаниям.

 

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

       Молокане соблюдают воскресную субботу и пять церковных праздников, как предписано в кн. Левит, гл.  23. Песах ("Пасха") — это недельное празднование трех событий: Пасха Господня представляет Его смерть, праздник Опресноков представляет Его погребение, а праздник Первых Плодов представляет воскресение Христа. Пятидесятница отмечается через 50 дней после праздника Первых Плодов; она представляет день, когда «весь Дух Божий как лицо Троицы сошёл на церковь Иисуса Христа и пребывает на ней и обитает в наших церквях с момента её основания».

 

       Праздник Труб ("Память Труб") ожидает дня, когда «Господь сойдет с небес с трубой Божьей». По словам Алекса, Праздник Труб проводится в первый день новолуния в сентябре и отводится для размышлений о своей жизни в подготовке к Судному дню. День Искупления ("Судный День") следует через десять дней после новолуния в сентябре и также отмечается в течение одного дня. День Искупления ожидает дня скорби, когда люди будут плакать и раскаиваться и «Господь очистит землю и приведет её к Себе, а затем наследует». День Искупления отмечается как день поста и символического очищения. Праздник Кущей ("Куща") отмечается через 15 дней от новолуния в сентябре. Это праздник радости, поскольку он ожидает дня, когда «Господь Иисус Христос снова придёт, чтобы установить Своё царство на земле, Он снова будет среди Своего народа».


       Праздник Кущей отмечается в течение восьми дней; первые семь — праздничные дни, а восьмой день представляет собой переход к 1000-летнему царству. Хотя молокане верят в рождение Иисуса, они считают Рождество празднованием зимнего солнцестояния в Северном полушарии, которое имеет языческое происхождение. Молокане верят, согласно событиям, представленным в Писании, что Иисус родился между июнем и сентябрем. Хотя молокане официально не отмечают день Его рождения, они признают его, и он часто упоминается во время проповедей. Молокане больше внимания уделяют служению Иисуса и Его примеру смирения и жертвенности.

 

       Молокане не принимают участия в религиозных праздниках других религий, таких как День Святого Патрика или государственные праздники, посвященные военным действиям. Однако многие молокане собираются на семейный обед в День благодарения.

 


ПОХОРОНЫ

 

       Похороны молокан состоят из нескольких элементов: очищения и облачения тела в белые одежды, бдения или поминок, похорон и поминальной службы. Во время бдения прихожане или небольшие группы семьи и друзей сидят вокруг гроба и поют. Пение, по словам старейшины, служит для того, чтобы разделить наши души друг с другом. В определённое время пение прекращается, и группа встаёт и читает молитвы за усопшего. Вечером родители с детьми часто возвращаются в свои дома, а другие остаются на ночь. В день похорон проводится церковная служба, в то время как члены семьи остаются у гроба. Позже гроб усопшего приносят к алтарю его семья, и возносится молитва за усопшего. Эта молитва о прощении грехов усопшего и о возможности принять участие в Первом Воскресении. Затем следуетдополнительное пение и молитва в церкви или дома и на кладбище, и завершается заключительной молитвой, известной как «Последний обряд».

 

       Консервативные молоканские церкви обычно не допускают немолокан на свои церковные службы. В церковь, которую я посещала в детстве, иногда приходили гости, но это всегда были русскоговорящие люди. Двое других членов западно-австралийской общины молокан рассказали мне, что местные члены общины посещали своидетские церкви в Аризоне. Люди просто заходили в церковь, находили место, чтобы сесть, и пассивно присоединялись к службам, которые проводились на русском языке. Эти люди не были официальными членами и никогда не стремились к членству, но были известны молоканам и жили с ними в гармонии.

 

       Я была свидетелем присутствия немолокан в большом количестве только на похоронах молодого молоканина в Западной Австралии. Его родители пригласили его и их друзей посетить поминки, которые проводились в семейном доме, и похороны на местном кладбище. Однако только двое друзей семьи, не являющихся молоканами,присутствовали на панихиде, которая проводилась в церкви. После похорон австралийский друг семьи покойного сказал мне, что молокане тратят много времени на всё. Свадьбы, похороны, посвящение младенцев и т. д. всегда занимали целый день или несколько дней подготовки, тогда как австралийские службы заканчивались в течение часа. Он прокомментировал многочасовые пения и молитвы, которые сопровождали поминки и похороны, и насколько это было утомительно. Однако он также заметил, что это дало больше возможностей присутствующим поделиться опытом с теми, кто нуждался в их поддержке в то время.


       За похоронами молокан следует поминальная служба ("поминки"), во время которой возносится молитва перед Богом о спасении души усопшего. Многие молокане верят, что без этой молитвы душа будет потеряна.

 

       Современные молокане обычно проводят поминальную службу сразу после похорон, а также в годовщину похорон. Некоторые из старых молокан говорят, что в Соединённых Штатах Америки в начале 1900-х годов было более распространено проводить поминальные службы в течение трёх дней после похорон. Ежегодно они проводили поминальную службу и поминали всех своих умерших родственников, таким образом сохраняя их памятьживой и создавая связь с прошлым. Когда проводится трёхдневная поминальная служба, то первый день отводится для молитв за усопшего, второй — за отцовских родственников усопшего, а третий — за материнских родственников усопшего.


       Похороны также дают возможность людям собраться вместе и забыть о своих разногласиях. Хелен привела пример молоканина из подгруппы прыгунов, который презирал максимистов, считая их заблудшими за веру в Рудомёткина и его учение. Когда умерла жена этого человека, именно максимисты держали всенощное бдение на поминках и пели песни для утешения.

 

       Несколько женщин-молоканок использовали свой опыт посещения похорон, проводимых в других религиозных учреждениях, для подтверждения своих взглядов о превосходстве традиций молокан. Они противопоставляли практики молокан другим, чтобы подчеркнуть преимущества религии молокан как среды для оказания лучшей социальной поддержки её членам. Например, Хелен считает, что похороны немолокан холодные. Она рассказала мне, когда умер родственник мужа её австралийской подруги, её австралийской подруге было большое затруднение присутствовать на похоронах, потому что она не могла вынести вида мертвого тела. Хелен чувствует, что религия молокан подготовила её к встрече со смертью лучше, чем религия её подруги.


       Стелла посетила похороны немолокан и отметила некоторые культурные различия. Хотя обе церкви проводили трапезу после похорон, проведение трапезы отчетливо отличалось в каждой обстановке. Столы выставляются длинными рядами в среде молоканской церкви, и люди рассаживаются в соответствии с возрастом и статусом. После того, как священник произносит молитву, хозяева дня приветствуют всех на пиру, благодарят за то, что они разделяют горе своей семьи, и дают разрешение на начало пира и бесед. В случае тёти Стеллы люди уже начали есть к тому времени, как вдова вернулась с кладбища. Стелла чувствовала, что в мероприятии не было структуры и было полное игнорирование эмоциональных потребностей вдовы.

 

на  Главную