Полина Матвеевна Сливкова

Формирование и анализ молоканских общин и их идентичности: австралийский опыт.

 

Глава10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

       На формирование идентичности в диаспорах молокан повлияло многие факторы. Антропологические исследования (Baldassar 1994, 1997 и 2001 гг.; Martin, 1965 г.; Bottomley, 1979 г. и 1992 гг.; Buijs, 1993 г. ) показывают, что предмиграционный опыт является важным фактором в определении того, адаптируются ли мигранты к новому принимающему обществу и усвоят ли его культуру, ценности и идентичность. Предмиграционный опыт является «линзой», через которую люди интерпретируют новую информацию и опыт, приобретённые в акте миграции. Знания, приобретённые во время раннего поселения, когда мигранты находятся в «крайне изменчивом состоянии», имеют решающее значение для развития отношения к долгосрочной адаптивности.

 

      Для молокан их религиозные убеждения способствуют сохранению их предмиграционной идентичности. Молокане верят, что нет высшей власти, чем Бог, и что Бог говорит со своим народом через пророчества и сны. Они соблюдают ветхозаветные святые дни, еврейские законы о питании и еврейские законы о чистоте для посещения церкви. Молокане стилизовали свои церковные службы по системе, которая, как они считали, использовалась ранней христианской церковью.

 

       Домиграционный опыт австралийских молокан включает проживание в переходных странах и интернализацию жизненного опыта своих предков посредством использования устных историй и устных традиций. В своем исследовании предмиграционного опыта австралийских молокан я широко использовала устную историю и устные традиции молокан, начиная с преследований и изгнания их предков в России. Я также включаю воспоминания австралийских молокан об их опыте миграции и поселения в Австралию и в странах с переходной экономикой. Я выбрала этот курс действий, потому что устные истории и устные традиции молокан, путешествующих в разных волнах миграции и через разные страны, в конечном итоге достигают кульминации в Австралии и переплетаются в единую историю.

 

       По прибытии в Соединённые Штаты Америки молокане из России и Ирана обнаружили, что культурные различия между родной и принимающей странами подчеркивают их крестьянскую историю и их русскую этническую принадлежность. Молокане первого поколения в Соединённых Штатах Америки были вынуждены сплотиться, поскольку государственные службы социального обеспечения и местные сообщества стремились американизировать их и привить новые верования и социальные практики. Как и в России, молоканам снова было предложено сбрить бороды, носить современную одежду и участвовать в военной службе. Их сопротивление вмешательству правительства привело к тем же формам преследования, которые они пережили в России. Им угрожали, что их детей заберут и поместят в приемные семьи за такие проблемы, как не отдание чести американскому флагу в школе и не произнесение клятвы верности. Молодых мужчин-молокан в Аризоне посадили в тюрьму, когда они отказались регистрироваться для призыва во время Первой мировой войны, и несколько из них были подвергнуты жестоким пыткам.

 

       К концу Второй мировой войны старейшины молокан, понимая, что многие из их молодых людей начали отказываться от пацифизма, чтобы принять концепцию «справедливой» войны, стремились эмигрировать из Соединённых Штатов Америки. Миграция из Соединённых Штатов Америки в Австралию была относительно легким переходом для мигрантов. Культурные различия были менее очевидны, поскольку обе страны были англизированы, и обустройство было относительно простым.

 

       Сохранение религии молокан в Австралии достигалось путем соблюдения культурных и религиозных традиций молокан. Культурные мероприятия, такие как церковные службы, молитвенные службы дома, занятия пением и изучением Библии, пикники и развлечение гостей в молоканских домах имели решающее значение для предоставления площадок для воссоздания религиозных верований и культурных практик, обмена устной историей и устными традициями, создания взаимной коммукации посредством духовного опыта и для возможности продемонстрировать культурные маркеры, такие как одежда, еда, язык и украшения.

 

       Публичные выступления продолжают предоставлять пространство для проведения ритуалов и обрядов перехода, которые являются реконструкциями предыдущих исторических практик и служат для привнесения прошлого в настоящее в инкапсулированной форме. Обряды перехода и ритуалы доставляют сообщения прихожанам и представляют желаемые ценности. Это безопасное место для молокан продемонстрировать или практиковать свою духовность, поскольку оно не открыто для общественного контроля и критики.

 

       Публичные выступления также являются местами оспаривания традиций и власти. Оспаривание может быть словесным, когда люди могут произносить речи, бросающие вызов статусу- кво общины, передавать духовно вдохновенное послание, возвещающее об изменении или упрёке, или оно может быть посредством действий, когда люди могут решить не носить традиционную одежду или участвовать в определенных ритуалах, которые должны быть прожиты или воспроизведены для того, чтобы религиозные убеждения сохранились. Молокане верят, что если бы они не практиковали свои религиозные ритуалы, их верования просто превратились бы в набор догм без жизни.

 

       Некоторые устные истории и устные традиции были преобразованы в тексты, такие как биографии, дневники или справочники, чтобы предоставить ощутимые доказательства для будущих поколений, подтвердить историю и опыт их предшественников и бросить вызов доминирующим дискурсам окружающего общества, некоторые из которых изображали молокан в негативном свете.

 

       Пророчества, которые сохраняются в памяти группы, часто говорят о будущей судьбе молоканской общины и дают импульс группе сохранять свои культурные верования и социальные границы.

 

       Культурные маркеры, такие как одежда и бороды, являются видимыми и ощутимыми напоминаниями членам молоканской общины об их культурном и религиозном происхождении. Кроме того, они напоминают им, что они отличаются от других социальных сообществ. Однако, как я показала, демонстрация таких маркеров не указывает на то, что они значат для тех, кто их использует. Это в первую очередь связано с тем, что для каждого участника одни и те же маркеры имеют разные значения смысла и цели.

 

       Участие в церковных ритуалах или использование русского языка также имеют разные значения и ценности для разных людей. Мои исследования показали, что жизненные (кризисные) события, такие как брак, рождение, развод и смерть, являются для молокан сильнейшими триггерами для переоценки своей идентичности как лично, так и как группы, поскольку эти события меняют статус отдельных лиц в обществе. Негативное изменение статуса, такое как развод, обычно приводит к исключению из сообщества, что, в свою очередь, заставляет исключённых спрашивать, по чьей воле они были исключены и что им следует делать с этой ситуацией.

 

       Смерть близких всегда поднимает вопрос об их собственной смертности и обычно вызывает возобновление интереса к духовности.  

 

       В дополнение к событиям, меняющим жизнь, многие молокане обращаются к текстам уважаемых членов молоканской общины, чтобы найти ответы, и некоторые затем вовлекаются в долгосрочные исторические или религиозные исследования, которые часто помогают им смириться со своим новым статусом в молоканской общине.

 

       Хотя исследования и социальный дискурс являются ценными способами установления базовой линии для уже существующей молоканской идентичности, они часто перекрываются духовным опытом. Для молокан духовный опыт служит для подтверждения или преобразования их убеждений или направления в жизни, создания взаимодействия, которое связывает отдельных лиц или сообщества и предупреждает отдельных лиц и сообщество о надвигающихся событиях или кризисах.

 

       Помимо подчеркивания важности духовного опыта для обоснования чувства молоканской идентичности, все мои участники интерпретировали коллективно разделяемые сны, видения и пророчества через свои индивидуальные и культурные линзы, которые были сформированы их предмиграционным, миграционным и другим жизненным опытом. Некоторые молокане реагируют на эти проявления духовности буквально, а другие — символически. Это также относится к их толкованию писаний и подтверждается тем фактом, что молоканская община всегда была разделена по вопросам — мигрировать или нет, как практиковать церковные ритуалы и выражать свою духовность. Несмотря на продолжающиеся различия между молоканами, они разделяют общую обеспокоенность потенциальной угрозы со стороны правительств и традиционных церквей их свободе практиковать свои религиозные убеждения и духовность.

 

       Многие молокане участвуют в форумах по обсуждению молокан в Интернете, посредством которых они пытаются установить базовую линию того, что представляет собой молоканство. Некоторые пытаются сделать религию более инклюзивной, заменив русский язык на английский и предоставив женщинам голос. Другие пытаются сделать религию более соответствующей современному обществу, поощряя экзогамию и прозелитизм.

 

       Для многих молокан изменение социального статуса или сопротивление устоявшимся традициям приводит к таким решениям, как оставаться в обществе и лоббировать изменения, пассивно принимать статус-кво или покидать молоконское сообщество. Неопределённость этого «процесса регуляризации» затрудняет определение будущего направления развития молоканского общества.

 

на  Главную