Д. Г. Шубин

 

ЖИЗНЬ, ТРУДЫ И ПИСАНИЯ М. Г. РУДОМЁТКИНА

 

(перевод с англ.)

1999 г.

 

 

 

Об авторе

 

       Данил Гаврилович Шубин (Daniel Harry Shubin) — молокан-прыгун из США. Скомпилировал и перевёл ряд книг по истории религии и философии в России (на англ. языке), а также выпустил оригиналы МГР и часть архивных материалов об МГР. Данная статья посвящена биографии М. Г. Рудомёткина и переведена "как есть" (практически без сокращений).

 

       Наличие ляпов присутствует. Однако, в отличие от И. Г. Самарина и В. Н. Телегина, Шубин не стал обходить стороной неудобные вопросы (о многожёнстве МГР, об его "смерти" и т. д.). Статья представляет собой квинтэссенцию стандартных взглядов "продвинутых" американских прыгунов.

 

 

 

 

       Автор считает, что книга «Дух и Жизнь» будет лучше и легче понята с информацией, представленной в этой статье, и что усилия наших ранних наставников также будут оценены выше. Из-за промежутка времени между составлением «ДиЖ» и нашей собственной эпохой современный читатель оказался отдалённым от её исторического контекста, её первоначальной цели. Эта статья  призвана восполнить этот разрыв.

 

       Много заслуг следует отдать старцам, которые были ранними проповедниками «Духа и Жизни» в молоканской общине. Мы верим, что усилия старцев в то время были полезными, назидательными и правильными. На основании их показаний мы в настоящее время принимаем, что эти люди были выбраны (для публикации в молоканском обществе книги «Дух и Жизнь») из-за их высоких моральных качеств, образцовой домашней и общественной жизни и преданности христианской общине. Редактор и издатель «ДиЖ» И. Г. Самарин и те старцы, которые консультировали его, выбрали людей самого высокого христианского характера, чтобы они служили примером для будущих поколений молокан.

 

       Автор данной статьи не сомневается, что все рукописи М. Г. Рудомёткина являются подлинными и написаны одним и тем же человеком.

 

       Не все письма Рудомёткина были напечатаны в 1-м издании «ДиЖ» или в книге «Утренняя Звезда» (1915 г.), а только те, которые были доступны в то время. Во 2-м издании «ДиЖ» были опубликованы все сохранившиеся рукописи и копии рукописей Рудомёткина, привезённые из России. Оригиналы книг 3–10 и 14, а также рукописная копия книги 13 в настоящее время сохранились. Остальные книги 1, 2, 11 и 12 были сделаны с копий и, несомненно, в настоящее время спрятаны в какой-то частной библиотеке молокан.

 

 

I

 

       Прошло сто пятьдесят лет с тех пор, как духовная христианская община прыгунов потеряла человека, сыгравшего наибольшую роль в их развитии в постоянное, организованное и уважаемое христианское сообщество. Имя Максима Гавриловича регулярно звучит в кругах молокан как в Соединённых Штатах, так и в России, и на то есть веские причины. Его знание Писания, его преданность, таланты и дары Духа, а также вера и лидерство способствовали развитию церкви прыгунов в России и нашей нынешней общины молокан в Америке. Чтобы правильно понять положение группы молоканских прыгунов в христианстве сегодня, необходимо изучить жизнь и писания главной фигуры, через которую Господь Иисус действовал в этой общине.

 

       Весь прогресс его общины в течение трёх лет до его изгнания и многие другие события в его жизни и деятельности изображаются фрагментарно в его письмах, и ни один раздел не рассказывает всю историю целиком. Люди, которым он писал, были хорошо знакомы с упомянутыми обстоятельствами, поскольку они были им свидетелями, но для нас, сто пятьдесят лет спустя, есть много пробелов. Какими бы фрагментарными ни были рассказы, взяв контекст его книги в целом, вместе с дополнительной информацией из связанных источников, мы можем разработать биографию Рудомёткина, определить последовательность событий в Никитино и его общине, рассказать об его аресте, ссылке и заключении.

 

 

II

 

       Согласно его автобиографии (9 МГР 17), Рудомёткин родился в селе Алгасово Моршанского уезда Тамбовской губернии. Оно расположено примерно в 20 милях к северу от города Моршанска и к западу от реки Цна в центральной России. Согласно свидетельствам в трудах Рудомёткина и правительственных источниках, он родился между июлем и декабрем 1818 года. Он описывает своё рождение как очень скромное и недостойное (11 МГР 21,2). Не сохранилось никакой информации об его генеалогии или ближайших родственниках.

 

       Когда Рудомёткину было восемь лет, около 1825 года, его семья покинула Русскую Православную Церковь и присоединилась к Истинным Духовным Христианам, обычно известным как Молокане. Эта основанная на Библии группа чрезвычайно распространнилась в этой провинции. Семья Рудомёткиных, несомненно, была одной из тех, кто покинул плодородные степи Тамбова и отправился в Закавказье (район к югу от Кавказского хребта) по указу царя Николая I от 17 февраля 1839 года. В то время Рудомёткину было около 22 лет, и, согласно обычаю той эпохи, он, несомненно, уже был женат.

 

       Вместе с другими христианскими группами под контролем со стороны православной церкви и царского государства молокане расселялись по всему маршруту от Тамбова до Крыма, Ростова, Астрахани, Баку, Грузии и Армении. Семья Рудомёткиных поселилась в Никитино (сегодня известном как Феолетово), к северу от Эривани (или Еревана), Армения. Устная традиция указывает, что он был плотником и кузнецом по профессии.

 

       В конце своего подросткового, или двадцатилетнего, возраста Рудомёткин женился на Марии Фёдоровне Холоповой. У них было трое детей: Ермолай, Алексей и Вася. Во время ссылки Рудомёткина в 1858 году его сыну Ермолаю было уже 20 лет, и он был женат на девушке по имени Федосья. Только в нескольких местах в своих письмах пророк упоминает свою жену Марию Фёдоровну. В одном случае он называет её «царицей моего двора». Но по неизвестным причинам её имя, встречающееся в оригиналах, не было опубликовано. В других местах её называют Марафиной, что более поэтично, а не Марией. Жена Рудомёткина и её сестра Стеня Фёдоровна, вероятно, были сиротами, воспитанными другой семьёй, поскольку Рудомёткин называет Матфея Михайловича своим тестем. Это было не редкостью в русской традиции той эпохи.

 

       Фактическое участие Рудомёткина в духовном деле как пророка и лидера среди Истинных Духовных Христиан начинается примерно через десять лет жизни в Никитино. Его внутренняя мотивация и побуждение черпают свой источник от истинного Бога, который проложил ему путь как Своему орудию среди верующих в Иисуса Христа и Его тысячелетнее Царство.. Его собственные письма, как правило, указывают на то, что эта судьба была дарована ему при его рождении. Это похоже на призыв пророка Иеремии и апостола Павла.

 

       Рудомёткин утверждает, что он родился заново или родился свыше в соответствии со словами Иисуса Никодиму в Иоанна 3:3. Он также утверждает, что каждый человек должен родиться заново, чтобы войти в Царство и достичь воскресения.

 

       Его изучение Слова Божьего развивалось из его стремления узнать все тайны Писания. Он упоминает постоянное посещение церковных служб и руководство Словом, а также пост и молитву в одиночестве в течение длительных периодов, чтобы обрести благословение Бога, чтобы получить полное и правильное понимание Писания, раскрытое ему. Он был наполнен Духом истины и различными явленными дарами Святого Духа. По крайней мере 10 лет своей жизни в Никитино, до ссылки, он был пророком и учителем в общине.

 

       В другом рассказе Рудомёткин получил дар Духа непосредственно от Лукиана Петровича Соколова в 1853 году через возложение его рук.

 

 

III

 

       Тысячелетнее царство рассматривалось Рудомёткиным как теократия с Христом во главе. Ему помогало бы несколько царей и священников, правящих различными частями царства. Имея это в виду, Рудомёткин создал царство-сообщество, которое должно было предвосхищать фактическое Тысячелетие, которое, как он чувствовал, было неизбежным. Его царство было самодостаточным и независимым от царского режима, а Христос действовал через Рудомёткина как главного царя, а также через других. С другой точки зрения, то, что появилось среди апостолов и верующих в Пятидесятницу, теперь появилось в России в середине XIX-го века.

 

       19 декабря 1854 года Рудометкин был коронован на Тысячелетнее царство Христа на земле. Он упоминает, что это произошло при свидетелях и других знамениях Бога. Дом Матвея Алексеевича Карташёва, вероятно, был местом коронации Рудомёткина. Согласно его собственным письмам, Рудомёткин должен достичь должности главного царя на земле, главного органа, через которого будет править Христос. Это было дано ему Спасителем за его победу над злом и жертвование своей жизнью ради Слова Божьего и Святого Духа. Он цитирует в своих письмах отрывок из Откр. 3:21, где Христос позволяет другому сидеть рядом с Ним на Его престоле. Другой отрывок, процитированный в его трудах, — Откр. 2:27-28 — где победителю будет дана власть с железным жезлом Христа, и который будет иметь власть над народами, имеющими скипетр со звездой утренней зари. Рудомёткин писал, что всё это относилось к нему.

 

       Рудомёткин также чувствовал, что Тысячелетие было неизбежным, как и многие другие события в Писании и на протяжении всей истории. Несколько раз он делает заявление, что Тысячелетие начнётся при его собственной жизни, вместе с воскресением мертвых и изменением живых праведников. Он пишет, что когда это изменение начнётся, он будет первым, кого его получит. Затем сразу же после этого Христос выделит престол для земного царства Рудомёткину, через которого будет править Его истинный Дух. Затем Рудомёткин примет на себя эту главную функцию правителя Тысячелетнего царства.

 

       Свидетелем способности Рудомёткина быть царём нового Израиля, молоканской общины прыгунов Никитино, является Ефим Герасимович Клубникин. В 1855 году, когда в школе он изучал грамматику, Святой Дух сошел на 12-летнего сына Герасима Карповича Клубникина. Он вернулся домой из школы и в течение следующих семи дней и ночей писал по вдохновению Святого Духа пророчества, песни, молитвы и планы с духовным смыслом. Его сестрой была Мария Герасимовна, одна из пророчиц-цариц нового духовного царства.

 

       Рудомёткин также присутствовал в доме Клубникиных во время откровения молодого Клубникина. Некоторые разделы планов также были написаны Рудомёткиным, нижняя часть стр. 694 и второй абзац стр. 695, в «Духе и Жизни». Эти разделы были написаны красными чернилами. Письменная просьба Клубникина к народу принять Рудомёткина как помазанного Царя является свидетельством его власти. Клубникин пишет об этом в верхней части стр. 695. Сам Рудомёткин ссылается на это заявление Клубникина, как на напоминание народу в одном из своих писем из тюрьмы.

 

       Клубникин также в Духе сочинил и спел песню о Рудомёткине. Это произошло у парадных ворот дома Матвея Алексеевича Карташова в Никитино.

 

       Клубникин также свидетельствует, что Рудомёткин — агнец наподобие Христа, который пойдет на поле битвы страдать за веру в проявление Святого Духа. Песня о Рудомёткине также была записана молодым Клубникиным в том же разделе его планов. На той же странице 680 Рудомёткин упоминается несколько раз и назван Клубникиным «господин наш царь», который «готов с верными друзьями царствовать тысячу лет».

 

 

IV

 

       Коронация Рудомёткина описана в 4 МГР 4, 1-2. Высокий столб или шест со знаменем был воздвигнут в Никитино на месте собрания Рудомёткина. Столб изображён в миниатюре самим Рудомёткиным на стр. 261. На каждой стороне столба наверху находится треугольный флаг. На одной стороне флага изображено солнце со словом «жена» под ним; и слова «Я Господь Бог твой» в трёх углах. На другой половине изображён сокол со словом «муж» под ним; и слова «исцеление в крыльях его» в углах — слова, процитированные из Мал 4:2. Во время его возведения собравшийся народ пел: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, и вся земля полна славы Его». После того, как столб был воздвигнут, несколько человек обозначили Рудомёткина как царя мира, простирая свои пророческие руки над его головой в Духе. Таким образом он был помазан.

 

       Старец И. Г. Самарин написал следующее в «Молоканском обозрении» за 1943 год: «М. Г. Рудомёткин срубил огромное дерево более 70 футов, придал ему форму восьмиугольного столба и установил его, прикрепив к нему двукрылое знамя со следующей надписью: «Солнце Правды и Спасения воссияет и будет стоять как недвижимый столп. Моё владение — Солнце, и те, кто найдут убежище в его тепле, будут названы моими избранными. Они воспарят на крыльях и попрут беззаконных под своими ногами как пыль». Внутренний смысл этой надписи таков: «Наступает время, когда люди, отбросив насилие и гнёт, найдут мир в абсолютной свободе во всем мире. Старый режим царей и угнетающих церквей вот-вот рухнет и будет попран».

 

       Власти, проведя расследование, постановили, что эта надпись имеет политическое значение, арестовали М. Г. Рудомёткина и заключили его в Александропольскую крепость. Столб был снесён и вывезен во двор Эриванского губернатора в качестве улики, а знамя спрятано.

 

       На планах молодого Клубникина Рудомёткин изображен стоящим рядом со столбом и знаменем. См. страницы 696, 697 и 691. На этих планах Рудомёткин даже иногда показан в короне. Знамя также разбросано по планам страниц 703, 704 и 706.

 

       Это первое заключение Рудомёткина в начале 1855 года было недолгим, и никаких подробностей о нём не известно. Мало кто сомневался в том, что это событие должно было положить начало Тысячелетнему царству. Все чувствовали, что свержение царя, которого они считали антихристом, и православной церкви, которую они считали женой-блудницей из Откровения, было неизбежным. Но их ожидания так и не оправдались. Затем Рудомёткина и его небольшую общину начали преследовать несогласные фракции.

 

       Ещё один случай, который Рудомёткин напоминает своей общине в письме из тюрьмы, произошёл на поле Гамзачеман, большом лугу в сельской местности, где находились горячие источники, недалеко от деревни Делижан. Согласно повествованию, между двумя крутыми горами Господь воссиял светом на дворе царя духов, открыв небо перед глазами всех собравшихся. Это было знаком для собравшихся там людей об обладании Рудомёткиным этим светом и его избрании Богом.

 

 

V

 

       Рудомёткин интерпретировал рай Божий как собрание святых. Его община в Никитино была духовным царством, созданным по образцу Апостольской общины. Никитино было городом любви, новым Иерусалимом. Рудомёткин считал Никитино лагерем святых, раем раёв, новым любимым городом Облитань, горой Югвагир Ахлимаг. Община Никитино была зарёй святого мира, который должен был распространиться по земле. Никитино было горой Сион. Они должны были называть себя Сионом Святого Бога Израиля. Члены его общины жили в соответствии с Богом и христианским учением. Они были собранием, стоявшим с Агнцем на горе Сион в Откр. 14, 1-3.

 

       Было два главных пророка, которые были вовлечены в работу Бога с Рудомёткиным. Это были Емельян Борисович Телегин и Фитис Акинтеевич Назаров. Ожидания Рудомёткиным Царства побудили его объявить этих двух людей двумя свидетелями или пророками, упомянутыми в Откр. 11:1-12. Очень скоро они должны были приступить к силе действия Духа, чтобы творить чудеса, как это делали Моисей и Илия. Рудомёткин считал Емельяна священническим князем горы Сион, имея в виду Никитино. Он также был назначен Рудомёткиным на должность старшего старейшины и пресвитера над общиной после заключения Рудомёткина.

 

       Другими старейшинами общины были Гурей Петрович, Матвей Михайлович, Василий Агафонович, Аким Григорович, Ивлий Алексеевич, Василий Семёнович, Игнат Василич, Гавриил Кузьмич и Петр Филиппович.

 

       Рудомёткин выбрал из своей общины 7 женщин, которым он назначил роль представительниц жены Иисуса, но каждая в отдельности представляла 7 церквей, которые упомянуты в Откр. 2 и 3. Основой его пророчества было духовное применение слов в Ис. 4:1. Событие можно понять в следующей последовательности: поскольку Иисус был царём, то, согласно пониманию Рудомёткина, Его жена будет царицей небесной. Женщина, облеченная в солнце, жена Иисуса в Откр. 12, носит корону, чтобы обозначить себя как истинную царицу небесную, поскольку она является женой Царя. Эти 7 пророчиц должны были олицетворять жену Иисуса, с духовным обозначением цариц. Также эти 7 выполняли роль советников в общине в духовных вопросах. Эти семеро должны были предоставить женщинам общины образец высокой моральной чистоты и преданности Христу как жены своему мужу. Подобно потомству Жены, облеченной в солнце, упомянутому в Откр. 12:17, эти семеро должны были пророчествовать в качестве пророчиц и таким образом рождать в духовной природе потомство, которое является новообращенными или новыми членами общины Никитино. Стеня Фёдоровна и Варя были уже пожилыми, состоявшимися пророчицами в Никитино и замужем, с семьёй.

 

       Полная личность цариц-пророчиц неизвестна, но некоторые подробности, включая их имена, доступны. Этими семью были:

 

1. Стеня Фёдоровна, которую также зовут Стерафиня. Она была сестрой жены Рудометкина Марии Фёдоровны и была старшей пророчицей в церкви Никитино. Стеня была замужем и имела семью.

2. Варя, которая упоминается вместе со Стеней на стр. 694. Она была следующей за Стеней пророчицей, она также была замужем и имела семью.

3. Лексюха, также замужем и имела семью.

4. Дуня, также замужем и имела семью.

5. Васюха, в то время не замужем. Позже она вышла замуж за мужчину из рода Карякиных и переехала в Америку вместе с ним; она похоронена на старом кладбище. Она также бабушка старца Алексея Петровича Касимова.

6. Груня, которая так и не вышла замуж, ожидая пришествия Христа при жизни. Она представила своё физическое целомудрие как пример духовного целомудрия, ожидая Иисуса-жениха.

7. Маня Герасимовна, также называемая Марией, которая была сестрой Ефима Клубникина. Она была самой молодой из пророчиц и, вероятно, в конце подросткового возраста. Она умерла в раннем возрасте от естественных причин. Глава 39 из ЕГК представляет собой панегирик Ефима Герасимовича своей сестре. После преждевременной смерти Мани Герасимовны Рудомёткин в письме из тюрьмы в Суздале назначил её мать Анну на её место в качестве одной из семи пророчиц.

 

       Рудомёткин рассматривал церковь как невесту, а себя — как представляющего Иисуса. Поскольку Рудомёткин говорил в Святом Духе, целью пророчества было продемонстрировать верность Иисусу как жениху. Несколько раз Рудомёткин называл пророчиц-цариц своими жёнами, и особенно Стерафиню, но не как лично своих жён, потому что он говорил в Святом Духе, и поэтому указал на 7, чтобы обозначить их — как упоминалось выше — как 7 церквей Иисуса. Эти 7 пророчиц должны были продолжить эту работу даже во время его отсутствия.

 

       Роль Рудомёткина как отца среди общины заметна в его писаниях. Мы можем сравнить его с Елиакимом — отцом для народа Иерусалима и Иудеи (Ис 22:20-21), Иовом — отцом для бедных (Иов 29:16), апостолом Павлом — отцом для общины в Коринфе (1 Кор 4:15). Также был один человек, которого Рудомёткин назвал своим сыном — это был пророк Емельян Телегин, которого он родил в Духе.

 

       В результате их деятельности в Святом Духе, община выросла в членстве, и слава Рудомёткина как пророка распространилась по всему региону. Песнь 33 («Хорош Сион-городок» ) в молоканском Песеннике была составлена в это время. Рудомёткин упоминается как новый царь Давид, а город Никитино — как новый Сион. Песни 84 («Иди Сион, иди верный»), 90 («Пойду, пойду, пробегу»), 147 («Ныне время то идёт») и 183 («На Сионских горах») были составлены в это время и исполнялись в церкви Никитино. Также обряды, которые в настоящее время находятся в нашем Молитвеннике, были составлены в это же время.

 

 

VI

 

       Несколько раз в своих письмах Рудомёткин советовал людям относительно общности имущества, как это было во времена апостолов. Практиковали ли они это на самом деле, нельзя утверждать как конкретный факт из-за скудного количества доказательств, хотя это и пропагандировалось. Со всем вышеперечисленным, это собрание должно было созреть в полноте Христа. Наиболее популярное название, данное группе, — новый Израиль. Старый Израиль был избранным Богом детьми Авраама, по Ветхому Завету. Новый Израиль — это те, кто сегодня живёт по Новому Завету.

 

       Есть несколько названий и имён, данных Рудомёткину, которые отмечены в его трудах. Они были даны ему в соответствии с его достоинством в иерархии Царства Божьего. Некоторые имена и титулы мы можем определить, но для большинства, которые на ангельских языках, нет очевидного толкования. Рудомёткин не просто говорил на ангельских языках (дар, упомянутый в 1 Кор 13, 1), но он также писал на ангельских языках.

 

       Рудомёткин также называет себя победителем. Враг, которого Рудомёткин должен низвергнуть как победитель в этом веке, — это бог этого мира, дьявол (2 Кор 4, 4), и его приспешники — духи злобы поднебесной (Еф 6, 13). Несколько раз Рудомёткин заявляет, что истинный христианин способен победить зло.

 

       Именно с этим он и получает титул царя духов, воина во Христе, победившего сатану и грех. Белый камень, упомянутый в Откр. 2:17, является наградой победителя и изображён на странице 255 книги «Дух и Жизнь». В подписи говорится: «Знак сего победителя». На белом камне начертаны слова: «За победу врагов имя царь духов». Этот титул используется во всех писаниях, чтобы обозначить Рудомёткина как победившего грех и сатану, — как Христос и желал от Своих последователей. Рудомёткин также открывает нам, что это имя также является одним из имён Христа. В Откр. 3:13 Христос заявляет, что Он напишет на победителе Своё новое имя. В связи с этим Рудомёткину было дано новое имя Христа. В 9 МГР 15, 6-7 Рудомёткин раскрывает, что царь духов — это новое имя Христа, дарованное ему в соответствии со словами Откровения.

 

       Свидетелем использования Рудомёткиным этого титула является молодой Клубникин. На страницах 693, 695, 696, 700 в нескольких планах, нарисованных Клубникиным во время его вдохновенной недели, он называет Рудомёткина царём духов.

 

       Царь духов также относится к Духу с небес, который наполнил Рудомёткина. Это высший Дух Божий. Этот высший Дух является царём и главой 7 духов Божьих, которые были проявлены в Рудомёткине. Титул также относится к Рудомёткину как к старшему пророку и лидеру его общины.

 

       Рудомёткин также называет себя окончательным победителем над зверем бездны. Победитель над числом зверя 666. Победитель над зверем морским. Главный победитель. Все эти титулы относятся к его победе над лжерелигией и достижению истины христианского учения.

 

       Россия в эту эпоху была охвачена невежеством, суеверием и идолопоклонством. Рудомёткин, через изучение Писания и веру в Бога, осознал всё, что было неправильным в религии, и отверг это. Он также постигал истину учения Библии и реализовал её в своей общине. Победа заключается в поражении лжерелигии путём достижения правильного знания Божества, спасения и практического применения Библии. По этой причине он называет себя верным свидетелем истины на все века и вождём всего нового благословенного пути.

 

       Несколько раз Рудомёткин называет себя Новым иудейским мессией. Слово «мессия» означает «помазанник» и используется в Ветхом Завете для обозначения пророков и священников, имевших особую миссию по избавлению Израиля от его врагов. Объяснение этого эпитета, относящегося к Рудомёткину, можно понять в свете его главной цели. Он был новым человеком, посланным в новый Израиль, в народ Божий нового завета, чтобы избавить их от гнева Божьего на земле России. В Новом Завете Иисус из Назарета был мессией для Ветхого Израиля, чтобы провозгласить им Евангелие духовного Царства и тем самым избавить их от опустошения со стороны римлян, со стороны гнева Божьего. В том же духе, но в более узком применении, Рудомёткин был помазанником Божьим, ставшим мессией для народа России, чтобы провозгласить им новое духовное Царство как средство избавления от надвигающегося гнева Божьего, который вскоре должен был поразить их народ.

 

       Рудомёткин был также пастырем для своего народа. В этом качестве учителя он и сегодня является пастырем в молоканской общине через свои писания. Наставники «Духа и Жизни» являются пастырями в духовном смысле, потому что они являются проводниками для нашей духовной общины. Молоканская община не принимает писания или проповеди пасторов или учителей других конфессий.

 

       Рудомёткин называет себя Богом для верующих. Как вдохновенный пророк Божий, исполненный того же Святого Духа, который наполнял древних пророков и апостолов Библии, его слово было принято молоканами-прыгунами из Никитино как вдохновенное слово Божие. Рудомёткин имел авторитет Божий, когда пророчествовал в Духе. Это вдохновение в равной степени относится к трудам Соколова, Д. Ессеевича и Клубникина. Причина, по которой они приобрели авторитет в молоканской общине, заключается в том, что молоканские старцы приняли их как божественно вдохновлённых. Это также можно сравнить с ситуацией Моисея, упомянутой в Исходе 7:1.

 

       Третье Лицо — это проявление Святого Духа в истинных верующих на земле. Рудомёткин пишет, что первое Лицо — это Бог-Отец; второе Лицо — это Иисус, Сын Божий; и Третье Лицо — это Святой Дух, то есть Его проявление в крещении и дарах. Человек, который является Третьим Лицом, является столпом церкви своего Бога и царём на престоле для тысячелетнего Царства. Это особенно относится к Рудомёткину, как отмечено на странице 680 Планов Клубникина и в других отрывках. Рудомёткин также пишет, что Адам и Ева были в Третьем Лице Бога Всемогущего во время своей жизни в Раю. В течение этих лет до своего падения они были наполнены Духом.

 

 

VII

 

       Слухи и небылицы о Рудомёткине также распространялись по некоторым частям юга России. Один русский автор собрал истории о Рудомёткине во время путешествия по Украине в 1860-х годах. Этот писатель, П. И. Мельников (Андрей Перческий), включил эти истории в свою книгу «На горах». Но из-за большого количества материала, большая часть которого не является достоверной из-за времени и расстояния от Никитино, они не будут здесь обсуждаться. Тем не менее, материал подтверждает признание и знание его народом как царя и пророка в молоканской общине среди деревень Армении.

 

       Иногда отдельные лица предполагали, что часть произведений Рудомёткина была написаны капитаном Ильиным, который также сидел в тюрьме с Рудомёткиным. Это был капитан Николай Сазонтович Ильин, которого Рудомёткин называет великим противником своей агнчей любви. Ильин был осуждён за свою религиозную деятельность в Пермском крае на Центральном Урале. Он был заключён в Екатеринобургскую тюрьму в 1859 году, а затем переведён в Петропавловскую тюрьму в Санкт-Петербурге, а затем в Соловецкий островной монастырь в 1869 году. Далее он был переведён в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале осенью 1873 года, где и оставался до своего освобождения 18 июля 1879 года (из-за своего ухудшающегося здоровья). Он закончил свою жизнь у родственников в Латвии. Между письмами Ильина и Рудомёткина нет никаких сходств.

 

       Рудомёткин высоко ценил евангелиста-пророка Давида Ессеевича, чьи труды также включены в «Дух и жизнь». Рудомёткин утверждает, что дом Давыда Ессеевича (или Фёдора Осиповича, каково его настоящее имя) находится на вершине горы Сион. Среди братства существуют истории о разделении или даже конфликте между последователями Рудомёткина и последователями Давыда Ессеевича. Это могло произойти в некоторой незначительной степени, но, вероятно, только среди тех, кто не полностью понимал или не был полностью осведомлён о деятельности другого.

 

       Однако Давыд Ессеевич был упрекнут Рудомёткиным за то, что он внёс в свою проповедь некоторый пункт, который не был полностью основан на Писании. Это касалось награждения лентами, которые должны были носить особые лица из-за их благотворительной деятельности или достижений для молоканской общины. Это отмечено в 13 МГР 5, 3. Рудомёткин, вероятно, повторял что-то, что произошло, когда он всё ещё был в Никитино, но контекст не ясен.

 

       Пророчество, найденное в главе 55 писаний Давида Ессеевича, вполне могло быть адресовано Рудомёткину. Пророчество датировано 1845 годом. Рудомёткин только что начал свою десятилетнюю роль пророка примерно в это время и выполнил пункты, изложенные в этом отрывке. Практика избрания старейшин и церковных должностных лиц всенародным голосованием должна была быть заменена прямым назначением отдельных лиц через деятельность Духа. Это стало бы очень оскорбительным, по мнению Д. Ессеевича, для многих старейшин и должностных лиц, которые были назначены путем выборов. Управление общиной Святым Духом через личность святых людей должно было быть осуществлено этим духовным воином.

 

       Отношения Рудомёткина с Лукьяном Петровичем Соколовым также следуют в том же ключе. Соколов умер 27 июля 1858 года, через несколько месяцев после ареста Рудомёткина. В откровении, полученном во время одиночного заключения на Соловецком острове, Бог открыл Рудомёткину, что он является наследником Соколова. Святой Дух, сошедший на Соколова, был дарован Рудомёткину. Его материальные владения и слава также должны были быть унаследованы Рудомёткиным. Это следует параллели с Елисеем, унаследовавшим двойную порцию Духа Илии-пророка (4 Царств 2, 9).

 

 

VIII

 

       Рудомёткин постоянно определяет общину духовных христиан как невесту Христа в своих трудах. Она должна была быть подготовлена к браку со своим Мужем, украшённая в праведности святых. Брак и вечерний праздник Агнца продлятся тысячелетие. Имея это в виду, пророк увещевал людей очистить себя и подготовить себя, так как время было совсем близко. Рудомёткин определил свою общину в Никитино как эту невесту Христа.

 

       Рудомёткин также был сыном Жены, облечённой в солнце. Эта аллегория в Откр. 12 является женой Иисуса Христа: Она рождает сына, который должен взойти или достичь престола Божьего и вскоре будет править всеми народами. В Откр. 2, 27-28 победитель получит железный жезл, чтобы править всеми народами. В Откр. 1:21 победитель будет сидеть с Христом на Его престоле. Обе эти способности даются Самим Христом лично. Рудомёткин много раз указывает, что он сын этой жены Христа с почетными обязанностями, данными ему также: железный жезл как исполнитель правосудия, и сидеть рядом с Христом на престоле. Это откровение, однако, было получено Рудомёткиным только позже, во время его заключения (в 3 МГР 16, 6, написанной в 1862 году во время пребывания на Соловках, Рудомёткин пишет, что, возможно, один из двух свидетелей из Откр. 11 будет возвышен Христом, чтобы сесть с Ним на престоле и получить власть над народами).

 

       В братстве возникают слухи относительно возможности того, что Рудомёткин, возможно, возвысил себя слишком высоко. Но существует несколько мест из писаний Рудомёткина, чтобы установить его собственную зависимость от Христа, напр., 5 МГР 9, 4-6.

 

       Однако многие стихи можно легко неверно истолковать, чтобы указать на Рудомёткина, когда на самом деле речь идёт о Духе истины, использующем его как инструмент для передачи сообщения человеческим душам. Рудомёткин также упоминает о наличии такой силы Святого Духа, что он вызовет крах ложных христианских религий, установит царство и изгонит из царства грешных людей. Это можно легко истолковать следующим образом.

 

       Крушение царского правительства и разрушение Русской православной церкви во втором десятилетии 20-го века произошло как исполнение пророчества Рудомёткина. Спрятанное где-то в темной темнице, от скромного человека в одиночном заключении и не обращающего внимания на цивилизованный мир, пришло великое провозглашение суда, которое уничтожило царский режим и православную церковь, так же как слова Христа привели к разрушению Иерусалима римской армией. Несомненно, именно слово, которое пришло через него относительно суда над женой-блудницей  (православием) и антихристом (царём), убедило его в скором пришествии Христа. Рудомёткин явился как мессия, чтобы освободить народ от тисков ложной религии и её будущей гибели, которую он предвидел и о которой пророчествовал.

 

 

IX

 

       Село Никитино также названо городом крови, городом, где проливалась невинная кровь, и городом убитых пророков. Преследования и притеснения со стороны различных фракций против Рудомёткина и его общины начались вскоре после её образования. Рудомёткин, главный лидер общины, был главной целью. Пророчицы-царички и пророки Емельян и Фитис также были целями гонителей.

 

       Рудомёткин утверждает, что причиной преследований против него и его общины была зависть. Другие лидеры и старцы завидовали успеху, таланту и усилиям Рудомёткина, а также его репутации в регионе. Противниками Рудомёткина были духовенство православной церкви, выступавшее против любых сектантских групп, а также правительственные чиновники, привлеченные ими для осуществления преследований и притеснений. В это время священники православной церкви опубликовали для общественности множество искажённых отчетов и сфабрикованных рассказов о Рудомёткине и его общине, что стало источником дискредитации Рудомёткина, и эти рассказы циркулируют и в настоящее время.

 

       Василий Васильевич Морозов также был участником заговора против Рудомёткина. После изгнания Рудомёткина он взял под контроль церковь в Никитино. Позже в письме из тюрьмы Рудомёткин приказал Морозову уйти со своей должности и передать её Емельяну Телегину. Но этого так и не произошло (И. Г. Самарин позже утверждает, что Морозов был признан молоканами-прыгунами как пресвитер в Никитино во второй половине 19-го века).

 

       Главным зачинщиком дискредитации Рудомёткина, по-видимому, был Семён Рудаков. Он был пресвитером молоканской  церкви в этом районе, которая отвергала крещение и действия Святого Духа. Рудомёткин назвал собрание Рудакова местом, где будут приняты все воры, прелюбодеи и пьяницы, и где постоянно происходят споры. Тем, кто не следовал предписаниям общины Рудомёткина, он сказал «идти к Семёну и его дьявольскому вавилонскому дому».  Рудомёткин не терпел учений и практик этого священника.

 

       Из гонений, которые затронули членов общины, наиболее подробное изложено в 2 МГР гл. 19 и 20. Подстрекаемая старейшиной по имени Селиверст Чичов, группа мстителей, возглавляемая местным правительством, сорвала одно из праздничных собраний, проводившихся в Никитино. Многие из новообращенных были избиты палками и ветками деревьев. Их главной целью было забить Рудомёткина до смерти или, по крайней мере, лишить его дееспособности. Но Рудомёткин в тот день оказался в поле, и хотя они искали его, он был избавлен от них.

 

       В откровении того дня Рудомёткин узнал о прибытии этого чиновника, но он не знал о кровавой бойне, происходящей в деревне. Затем ему в видении на поле явилась женщина и рассказала о том, какой ущерб этот человек нанёс в Никитино. После её исчезновения Дух наполнил Рудомёткина силой, и он бежал вместе с Емельяном Телегиным в другое село Шоржи, примерно в 60 милях, на берегу озера Севан. Там они оба укрывались 21 день, пока чиновник не покинул Никитино. Побег Рудомёткина только вызвал ещё большую злость у преследователей, и поэтому они избили палками и ветками всю его общину.

 

       Тот же Селиверст Чичов вместе с неким Николаем в другой раз нарушили богослужения и пророчество Рудомёткина и Стени Фёдоровны. Они дали ложный отчёт о деятельности общины местному начальнику полиции, который отправился в Никитино и арестовал и Рудомёткина, и Стеню Фёдоровну и принялся хлестать их обоих розгами. Затем Чичов отправил ещё одну жалобу в полицию на Рудомёткина.

 

       В письмах Рудомёткина разбросано несколько имён, которые связаны с этим заговором с целью разгона его общины. Две главные фигуры, помимо Рудакова, это Николай и Селивестр. Другими были Василий Василич Морозов и его брат Андрей, Архип, Пегарь, Максим Паленин, Василий Цикин, Панфёр и Терентий.

 

      Группа этих людей собралась в доме старейшины по имени Кирей, чтобы составить петицию с жалобами на Рудомёткина с целью его ареста. Это были Василий Дуракович, Григорий Петрович, Емельян Сохракович, Иван Ларионович и другие. Когда об их встрече стало известно Рудомёткину, он отлучил их от своей общины. Но им всё же удалось повлиять на многих молодых и новообращенных. Двое мужчин, Петро и Ваня, предали Рудомёткина властям. Именно из-за их прямых усилий Рудомёткин оказался арестован. Эти люди давно ушли в историю и не могут быть идентифицированы с уверенностью.

 

       Дом Филиппа Задоркина также пытался отвратить многих из общины Рудомёткина от Духа любви, который был проявлен среди людей. Его противники не могли получить контроль над его общиной, пока он всё ещё находился в Никитино. Арест и ссылка, казалось, были лучшим способом, которым его обвинители могли осуществить свои намерения. Поскольку было невозможно организовать судебное заседание на чисто религиозных основаниях, особенно среди сектантов, Рудомёткин, очевидно, был разоблачен царскими правительственными чиновниками как пытающийся свергнуть царя и основать своё собственное царство с собой во главе. Разговор между Рудомёткиным и архимандритом Соловецкого монастыря, кажется, указывает на это. Одним из уже существовавших доказательств был столб, который он воздвиг ранее. И. Г. Самарин в своем «Очерке о религии», глава 35, утверждает, что когда великие князья, сыновья царя Александра II, проезжали через окрестности Никитино, Рудомёткин передал великим князьям челобитную от имени молокан. Этот инцидент оскорбил великих князей и послужил причиной его ареста. Точное содержание челобитной не уточняется в «Духе и Жизни», но в «Molokan Review» за 1943 год есть статья об этом инциденте.

 

       В другом отчёте из России, опубликованном в молоканском журнале около 1910 года, говорится, что в представленном Рудомёткиным уведомлении, направленным царю, говорилось о скором крахе его правительства, за которым немедленно последует тысячелетнее царство Христа, включая слова: «Довольно вам царям царствовать, пришло время и нам восстать».  Любое извещение, представленное великим князьям, было бы для них достаточным доказательством, чтобы начать судебное разбирательство против Рудомёткина. Это произошло примерно в марте 1858 года.

 

       После ареста Рудомёткин был доставлен в тюрьму в г. Александрополь, примерно в 120 милях от Никитино. Несколько раз многие члены его общины навещали его и утешали в тюрьме. После 6 месяцев в тюрьме Рудомёткин был переведен в Тифлис. Там проходило его судебное разбирательство.

 

       Рудомёткин уехал из Тифлиса на Соловецкий остров 12 сентября 1858 года.

 

X

 

       В сочинениях молодого Клубникина есть несколько глав, в которых описывается потрясённое состояние людей при аресте Рудомёткина, а также его будущее состояние. За две недели до того, как Рудомёткин покинул Александрополь, Клубникин был вдохновлен написать главы 12 и 13. Эти две печальные повести были доставлены Рудомёткину в тюрьму, чтобы сообщить ему о предстоящей ссылке и испытаниях, которые ему предстоит пережить. Многие из прихожан в то время не соглашались с тем, что Рудомёткин будет отправлен так далеко от них.

 

       Клубникин написал главы 18 и 19 (и, возможно, 20), когда Рудомёткин уехал из Тифлиса в Соловки. Они довольно точно описывают условия монастырской тюрьмы, в которой должен был жить Рудомёткин. В Песне жалости, глава 44, Клубникин описывает, как силы людей слабеют, когда Рудомёткина уводят, и какие испытания ему предстоит пережить.

 

 

XI

 

       Согласно имеющимся государственным документам, приказ о ссылке Рудомёткина в Соловки был утверждён самим царем Александром II 25 декабря 1858 года, а затем утвержден обер-прокурором Священного Синода 12 января 1859 года. Поскольку канцелярия Священного Синода и царя находилась в Санкт-Петербурге, Рудомёткин сначала отправился туда, совершив 3,5-месячное путешествие из Тифлиса в Санкт-Петербург. Там его обвинение было расследовано обер-прокурором Священного Синода, и были приняты решения о его заключении в тюрьму Соловецкого монастыря, а также были составлены и подписаны документы. Рудомёткин, вероятно, оставался в местной тюрьме в течение следующих 2 зим, пока не отправился в Кемь, как только позволила погода.

 

       Покинув Петербург, Рудометкин отправился в город Кемь на западном берегу Белого моря, прибыв туда в начале апреля 1860 года, через 1,5 года после отъезда из Тифлиса. Путешествие было на конной повозке и пешком, и он оценил пройденное расстояние примерно в 2700 миль. Старец И. К. Берюков во введении к своей книге «Избранное из Духа и Жизни» прекрасно описывает трудности, с которыми приходилось сталкиваться под давлением охраны и неблагоприятных условий при путешествии в тюрьму с таким типом конвоя. Описание Берюковым Соловецкого острова и расположенного там монастыря также весьма информативно.

 

       В полицейском участке в городе Кемь Рудомёткину были зачитаны документы, касающиеся его ареста и приговора, но точная продолжительность приговора ему так и не была раскрыта. Спросив у прокурора о продолжительности своего заключения, он не смог получить никакой информации. Однако адвокат сообщил ему, что его дело находится в Тифлисе. Позже Рудомёткин в письме из Соловков просил друзей связаться с чиновниками в Тифлисе и уладить этот вопрос. Петиция не доходила до чиновников в течение нескольких лет, и никаких действий не было предпринято. Затем Рудомёткин был доставлен на лодке на Соловецкий остров, в 40 милях от берега в Белом море, в 2,5 часах езды на моторной лодке и дольше на весельной лодке, и прибыл туда 30 апреля 1860 года.

 

       Для тех, кто жил в последнем десятилетии 20-го века в полутропическом климате, невозможно осознать суровость одиночного заключения на острове в арктическом море. Минусовые зимние температуры влияли на заключённых, которые были плохо одеты, плохо накормлены и полностью забыты цивилизованным миром и едва ли признавались живыми. Автобиография Рудомёткина в 9 МГР 18 описывает его выносливость и страдания в Соловках. У И. Г. Самарина есть хорошо написанное описание жизни в Соловецком монастыре (сокращенно Соловки) в его «Очерке о религии», главы 38 и 39.

 

       Отцом-настоятелем в Соловецком монастыре в то время был архимандрит Порфирий. Он был одним из самых могущественных отдельных лиц в иерархии Православной Церкви и занимал эту должность в течение 6 лет, с 1859 года до своей смерти в 1865 году. Архимандрит Порфирий часто вызывал Рудомёткина в свои покои, чтобы сделать ему выговор, и даже пытался подкупить его свободой и властью, если он отречётся и присоединится к Православной Церкви в качестве проповедника.

 

       Рудомёткин рассказывает в своих трудах, что получал письма от братьев, но не всегда мог их прочитать. Все входящие и исходящие письма подвергались цензуре архимандрита. Многие вообще не пересылались, а некоторые приходилось отправлять, доверяя их незнакомцам. Книга 4 была написана Рудомёткиным под впечатлением, что община так и не получила письмо, составляющее Книгу 3. Книги 3 и 4 были написаны на Соловецком острове в 1862 и 1863 годах соответственно, как и Книга 5, его последнее письмо с Соловков. На основании 1 МГР 2, 4 Книга 1 также была написана на Соловках, и поскольку тематика Книги 2 напоминает Книгу 1, она, вероятно, была написана там же вскоре после этого.

 

       Известно, что только один из братьев-молокан посетил Рудомёткина во время его заключения на Соловках. Это был Василий Фёдорович Колесников. Это было в конце 1864 года. Ему разрешили поговорить с Рудомёткиным только в церкви внутри монастыря и только несколько минут. Он передал ему письмо от старцев и других братьев. Книга 5 была написана Рудометкиным в ответ на вопросы в этом письме.

 

 

XII

 

       После 9 лет и 9 дней жизни в могиле Рудомёткин был освобождён из Соловецкого монастыря. Рудомёткин записывает событие, которое привело к его освобождению из островной тюрьмы. Граф Димитрий Андреевич Толстой был министром внутренних дел во время правления Александра II, царя России. Нет сомнений, что Толстой включил Рудомёткина в свой план осмотра и посещения Соловков. Находясь внутри тюремного учреждения, он заглянул в камеру Рудомёткина и спросил: «Кто ты и какой ты человек? И за что так долго сидишь в тюрьме без решения?». Рудомёткин ответил ему, вероятно, даже не зная, кто это был: «Сижу за истину и любовь закона Христова!». Поскольку остров недоступен зимой, визит, вероятно, состоялся где-то летом 1868 года. Граф передал свои выводы вместе с прошением в Сенат и, вероятно, Священный Синод в Санкт-Петербурге.

 

       Прошение было представлено министром внутренних дел. Акт перевода такого человека, как Рудомёткин, зависел от царя, поскольку, по словам Рудомёткина, прошение передавалось царю Александру II, который разрешил перевод Рудомёткина. Его перевод был запланирован на следующий год, как только позволит погода. 7 мая архимандрит Соловецкого монастыря получил приказ от Священного Синода об отъезде Рудомёткина. Пару дней спустя, 10 мая 1869 года, Рудомёткин наконец покинул Соловки (9 полных лет и 9 полных дней — это период с 1 мая 1860 года по 9 мая 1869 года).

 

       Рудомёткин был доставлен на лодке в Архангельск, поездка заняла целый день (18 часов на корабле), где он был заключён в местную тюрьму. Его сопровождало письмо, в котором сообщалось губернатору Архангельска о Рудомёткине и его переводе в Суздаль. Он покинул Архангельск 17 мая 1869 года в сопровождении солдата и полицейского. Они совершили путешествие в город Суздаль на конном экипаже, похожем на дилижанс, что заняло около 10 дней, и прибыли туда 27 мая. Суздаль, его новая резиденция, находился примерно в 150 милях к востоку от Москвы, в 15 милях к северу от города Владимира. Рудомёткин был заключен в Спасо-Евфимиев монастырь, крупнейший монастырь в городе Суздале, в котором также были тюремные помещения. Во время восьмилетнего заключения Рудометкина молокане его общины несколько раз навещали его.

 

       Письма Рудомёткина, составляющие книги 9, 10, 13 и 14, были определенно написаны в Суздале. Где были написаны остальные 5 книг, не указано, но, вероятно, они были написаны в Суздале из-за более мягкого тюремного режима, более свободной атмосферы и лучшего климата, чем на острове. Последним написанным письмом, вероятно, была Книга 10, так как это самое длинное письмо и содержит значительную информацию о делах церкви в Никитино. Вся эта информация была передана ему посетителями из молокан.

       Именно в этих терпимых условиях Рудомёткин дожил до своей смерти 13 мая 1877 года. Ему было 59 лет.

 

 

XIII

 

       Православие и царское правительство хорошо знали о влиянии Рудомёткина на юге России и его лидерских способностях, особенно в христианской религии. Идея его ареста заключалась в том, чтобы изолировать лидера общины от его последователей. Власти надеялись, что община в конечном итоге распадётся после того, как лидер будет сослан. Целью заключения было не убийство заключённого, а его психологическое опустошение.

 

       Хотя условия были тяжелыми, они были терпимыми. Настоятели и охранники обеспечивали заключённых едой и кровом, а иногда даже разрешали медицинское лечение. Целью была некомфортная изоляция, ведущая либо к капитуляции перед Православием, либо к психическому расстройству, либо к старости. И Соловки, и Спасо-Евфимиев монастырь были тюрьмами для элиты из религиозных и политических деятелей. Обычный преступник был бы приговорен к медленной смерти в какой-нибудь местной тюрьме или темнице, но влиятельные были сосланы в один из этих 2 монастырей, где часовые и монахи обеспечивали строгую безопасность и ограничивали общение с приверженцами и друзьями. Тот факт, что Рудомёткин смог выжить в одиночном заключении 9 лет, свидетельствует о заботе, которую ему оказывали на Соловках.

 

       Точно так же в Спасо-Евфимиевом монастыре — помещения там были для видных политических и религиозных заключённых. Его камера была комнатой площадью около 10 квадратных футов с деревянным полом; в ней были кровать, стол со стулом и умывальник; одно окно было расположено на северной стороне комнаты, позеленевшее от времени и зарешечённое. Дверь запирается снаружи и имеет меньшую дверь в ней, около 1 квадратного фута, для передачи пищи. В коридоре расположена печь для подачи тепла в каждые 3 или 4 комнаты. Двор, отделенный от остальной части монастыря стенами и воротами, расположен у входа в тюрьму. Им бы разрешалось периодически посещать эту территорию.

 

       Тот факт, что существует 50 официальных отчетов, содержащих более 200 страниц, выпущенных должностными лицами имперских правительственных учреждений в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Эривани и Владимире, включая правки царя Александра II, а также правки обер-прокурора Священного Синода, указывает на их беспокойство за благополучие Рудомёткина. Они сочли необходимым освободить его от жестокого обращения архимандрита Соловецкого монастыря. Причина, указанная в правительственных документах для его перевода, заключалась в том, чтобы ограничить его переписку с последователями, за исключением того, что в Соловках существует меньше общения, чем в Суздале, что давало возможность для личных визитов и большего количества писем. По-видимому, настоящая причина его перевода не указана, чтобы не обвинить архимандрита на Соловках в бесчеловечном обращении с заключёнными. Несомненно, правительственные чиновники были недовольны тем, как Православная Церковь справлялась с заключением такого влиятельного и важного человека, как Рудомёткин, на Соловках.

 

       Тюрьма в Спасо-Евфимиеве была укомплектована в основном правительственными солдатами, при этом настоятель и его духовенство принимали в ней лишь незначительное участие.

 

       Рудомёткин чувствовал своё присутствие в Никитино через свои письма. Пока его письма читали, и его усилия не забывали, и ему воздавали должное, казалось, что он всё ещё присутствовал среди единомышленников. Но было очень мало тех, кто преследовал и защищал до конца духовную общину, основанную Рудомёткиным.

 

       После того, как Рудомёткин был удалён из общины, в ней начался медленный спад членства и активности, хотя верные и преданные старцы всё ещё придерживались его первоначальных заповедей. Другие взяли под контроль общину, воспользовавшись отсутствием Рудомёткина. Никто из верных Рудомёткину членов, казалось, не был способен твердо держаться его и опровергать тех, кто подрывал их. В письмах из обеих тюрем Рудомёткин решительно упрекает общину за то, что они забыли о нём и перестали следовать Духу. Даже два пророка-лидера Емельян и Фитис не смогли выполнить требования и повеления Рудомёткина в отношении общины после его изгнания. Он сильно упрекает их за то, что они следовали этим противникам Духа, особенно после всех усилий, которые Рудомёткин приложил за годы своей жизни там и во время своего заключения. Его суровое обличение их деятельности сопровождалось угрозой наказания, если они не раскаются и не вернутся к изначальным идеалам общины. Емельян и Фитис также были обмануты деятельностью старцев и беседников, которые привнесли в общину идеи, которые ранее были отвергнуты Рудомёткиным.

 

       Семь пророчиц также в своё время подчинились этим другим группам. Из-за их отступничества Рудомёткин вынес им суровый приговор в нескольких местах. По возвращении из тюрьмы, в начале тысячелетнего Царства, Рудомёткин намеревался выбрать семь новых женщин, которые будут представлять 7 церквей, жён Иисуса Христа, которые вместо первоначальных семи будут верны молоканской вере. По мнению Рудомёткина, его апостольская община так далеко отошла от своей первоначальной цели и задач, что он намеревался восстановить его заново, когда вернётся.

 

      Василий, упомянутый в 14 МГР 30 от 23 января 1873 года, вполне может быть Морозовым, а Борисов может быть Емельяном Борисовичем Телегиным, поскольку Рудомёткин здесь упрекает их обоих за невыполнение своих обязанностей в качестве руководителей общины. С этого времени община Никитино, как когда-то и при Рудомёткине, продолжала быть церковью прыгунов, как и сегодня, но далеко не такой активной. Влияние Рудомёткина на другие церкви прыгунов в Армении не упоминается в «Духе и Жизни», но документы указывают, что его письма читались на собраниях по всему региону.

 

       Главы 9 МГР 20 и 23, по-видимому, описывают образ жизни Рудомёткина после возвращения из тюрьмы, но на самом деле они описывают его чувство, что присутствие его писем в Никитино представляло его личное присутствие в деревне. То же самое относится и к молоканам в Америке: что присутствие опубликованных трудов Рудомёткина является свидетельством его присутствия в нашей религиозной общине.

 

 

XV

 

       Существует 3 источника относительно смерти апостола-пророка Максима Гавриловича Рудомёткина. Первый — русский историк А. С. Пругавин. Второй — офицер, ставший религиозным деятелем, капитан Николай Сазонтович Ильин. Третий — рапорт настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря губернатору Владимирской губернии.

 

       В книге Пругавина «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством» (Москва, 1905, стр. 17) он описывает типичный способ погребения сектанта, который умер в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале: «И таким образом, например, был похоронен глава и основатель секты кавказских прыгунов казак Максим Рудомёткин, который умер в монастырской тюрьме 13 мая 1877 года». Рассказ Пругавина о Рудомёткине информативен, за исключением того, что он не был казаком, и он считал его основателем секты прыгунов.

 

       Капитан Ильин, также заключённый в том же монастыре в рамках религиозных преследований со стороны православия, отправил несколько писем своим последователям в Уральские горы в окрестностях Перми. В одном из своих писем под названием «Непобедимое оружие Бога мира и любви Иеговы», датируемом около 1880 года, Ильин рассказывает о разговоре с Рудомёткиным в тюрьме, а затем о том, как он лично видел его мёртвым в своей камере на следующее утро. В личном рассказе Ильина охранник сказал ему во время утреннего обхода, что Рудомёткин умер ночью. Охранник выпустил Ильина из камеры, и они пошли в соседнюю камеру Рудомёткина. Заглянув через окно в двери, Ильин увидел Рудомёткина мёртвым, лежащим на полу. Позже приехал городской врач и осмотрел его. Вскоре его похоронили.

 

       Ильин в своем письме приводит список свидетелей смерти Рудомёткина: Досифей — архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря; тюремщик монах Иван; Конон, казначей и хранитель личных вещей заключённых; Аркадий, Геннадий, Петро и Михаил, которые были солдатами; и охранники Бутылев, Заваруев и Кондрат; а также охранник Михаил, который отвел Ильина к мёртвому Рудомёткину. Ильин вряд ли задокументировал бы доказательства, если бы не существовало значительного числа последователей и поклонников Рудомёткина. Он с нетерпением ждал, чтобы сообщить им о смерти Рудомёткина.

 

       Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря сообщает в своём письме, что Рудомёткин умер в 2 часа ночи 13 мая 1877 года от инсульта и что он был похоронен на Златоустовском городском кладбище. Все три этих рассказа совпадают относительно смерти Рудомёткина. Старец И. К. Бирюков признаёт смерть Рудомёткина, которая записана во введении к его переводу книги «Дух и Жизнь», страница 19.

 

      Несколько традиционных рассказов были задокументированы относительно вознесения Рудомёткина на небеса. Попытка развить повествование о событии в соответствии с этими рассказами, а также рассказанным старцем В. В. Прохоровым в своей книге, приводит к следующему наиболее вероятному развитию событий. Когда тело Рудомёткина было доставлено стражей на Златоустовское кладбище для захоронения, с неба появилась колесница, запряжённая несколькими лошадьми. Колесница остановилась у могилы, и Рудомёткин воскрес и встал на ноги живым в присутствии стражи. Затем Рудомёткин сел в колесницу, и лошади понеслись на небо и исчезли. Затем стража засыпала пустую могилу.

 

       Василий Васильевич Морозов, пресвитер церкви в Никитино во время смерти Рудомёткина, сопровождал сына Рудомёткина, Ермолая, в Суздаль, чтобы удостовериться в смерти его отца. В монастыре стража отвела Морозова и сына Ермолая на кладбище, чтобы показать им могилу, но могилы, которую мог бы показать стража, не было. Тогда стража сказала им: «Зачем вы ищете живого между мертвыми?». Затем он объяснил, как колесница спустилась с неба, забрала живого Рудомёткина и затем снова поднялась на небо.

 

 

XVI

 

       Значение Рудомёткина для современной общины молокан можно понять в свете стиха: «Много может молитва праведного человека» (Иак. 5:16).

 

       Бог примет прошение праведника за другого человека и исполнит просьбу. Даже если человек, за которого возносится молитва, может быть совершенно недостоин полученной благодати или блага, Бог всё равно исполнит её из-за уважения, которое Он испытывает к праведнику, просящему Его за другого человека.

 

       Так и с Рудомёткиным — он молился за свою общину в Никитино, находясь в тюрьме. Бог принял его молитвы за общину молокан-прыгунов в результате его веры, поведения и выдержки длительного заключения за свидетельство Иисуса Христа. Но это происходит только среди тех, кто принимает Максима Гавриловича.

 

       Прошения Рудомёткина о том, чтобы Бог излил Свою благодать, не прекратилось со смертью Рудомёткина. Благодаря масштабу усилий Рудомёткина в молениях за прыгунов, его прошение к Богу всё ещё действенно в настоящее время и будет продолжать действовать в будущем. Но видимое проявление и дары Святого Духа будут удалены из тех общин в нашей молоканской общине, которые отрицают усилия Рудомёткина и мучеников в целом.

 

       Однако мы должны осознать, что это не спасение или достижение Царства. Это незаслуженная благодать, предоставленная молоканской общине в целом, которую Бог дарует в ответ на молитву и усилия Рудомёткина. Отдельные члены общины должны в своей жизни достичь спасения и Царства по своей собственной вере в Иисуса Сына Божьего на личной основе. Спасение и наследование вечной жизни являются личными, а не корпоративными.

 

XVII

 

       Рудомёткин говорил о своём возвращении в общину молокан, чтобы положить начало тысячелетнему Царству Христа. В аллегорической манере это исполнилось. Рудомёткин действительно вернулся, но не так, как ожидали люди прошлого и как многие из настоящего всё ещё ожидают. Возвращение было духовным и следующим образом.

 

       Возвращение Рудомёткина материализовалось в публикации его произведений в Америке в 1915 году. С публикацией «Утренней звезды» и «Духа и Жизни» 1-го издания Рудомёткин вернулся к своему народу. Если бы не было печати его произведений, Рудомёткин стал бы забытой историей, а его рукописи превратились бы в пыль. Его возвращение в духовную общину материализовалось в публикации и распространении его произведений.

 

       Молокане, которые мигрировали в Америку, были освобождены от коммунистического антихристианского правительства и влияния, и место убежища стало раем по сравнению с Россией. Развитие духовного Царства в Америке и увеличение использования и изучения писаний Рудомёткина есть рост сына Жены, облеченной в солнце.

 

       Клубникин также сравнивал переселение в Америку с возвращением Рудомёткина и началом духовного Царства: «Мы же в поход пойдём и торжественно запоём: «Прощай, мир, прощай, больше нас не прельщай!». Прилежно к Богу воздохнём и к Спасителю придём. Возьмём елей в сосудах, поднимем знамя на весь свет на возбуждение избранного рода и возвращение страдальца от мук тиранства для тысячелетняго Царства и бесконечного блаженства!» (ЕГК 14, 13-15 ). Это исполняется буквально с переселением в Америку, а духовно исполняется с публикацией произведений Рудомёткина в Америке и с развитием новой молоканской общины.

 

 

XVIII

 

       Трон символизирует правление и власть. Стол в каждой молоканской церкви, на котором находятся священные книги, называется престолом. Когда «Дух и Жизнь» была помещена на престол рядом с Новым Заветом, Рудомёткин сел на престоле рядом с Христом. Его предсказание сидеть на престоле со Христом исполнилось, но духовным образом. Правление Рудомёткина над общиной молоканских прыгунов также признается духовным образом, поскольку его писания являются правилом поведения в молоканской общине. Поскольку община принимает его писания как авторитет и правило поведения для  церковных служб и толкования Библии, Рудомёткин правит своим народом.

 

       Царство Рудомёткина — это духовное Царство: это община молокан-прыгунов в Америке. Христос дал Рудомёткину правление над этим духовным Царством следующим духовным образом: поскольку община управляется по книге  «Дух и Жизнь», относящейся к пониманию Библии, церковным службам, поведению и формату общины, Царство было дано Рудомёткину Христом Иисусом.

 

       Рудомёткин также утверждает, что его народ будет также царствовать с ним, сидя на престолах вместе с ним. Это также аллегорически исполняется включением других наставников русской общины молокан в «Дух и Жизнь». Уклеин, Далматов, Соколов, Д. Ессеевич, Клубникин также правят новой общиной молокан, духовным Царством, через принятие их писаний как авторитетных.

 

       Меньшим исполнением является правление молоканской общины старейшинами. Каждая церковь рукополагает пресвитеров. Церковь и её члены управляются советом старцев, тех, кто сидит у престола. Молоканская община является независимой и частной религиозной общиной, отделённой от всех других конфессий и общественных организаций.

 

       Рудомёткин назвал свою нацию Новым русским народом, а себя — правителем и пророком. Новое поколение русских, родившихся в Америке, стало этим Новым народом. Поэтому оно существует сегодня в нашей общине. Чтобы быть эффективным как Новый русский народ, язык должен по-прежнему соблюдаться и использоваться в богослужениях. Это отождествит духовную общину с наследием и культурой России.

 

       Заблуждения о Рудёметкина связаны с толкованием его трудов в буквальном смысле и вне их исторического контекста. Этот спор будет продолжаться бесконечно в будущем и будет постоянно всплывать в братстве.

 

 

XIX

 

       Некоторые молокане в Армении считали, что Рудомёткин вернулся в облике Петро Левоныча или Левонтовича. История была следующей: когда настоящий Петро Левоныч умер в Суздале, Рудомёткин и охранники тюрьмы положили его тело в камеру Рудомёткина, а Рудомёткин переехал в его камеру и принял его личность. Позже, на рубеже веков, около 1908 года, Рудомёткин под псевдонимом Петро Левоныч был освобождён из тюрьмы и прибыл в Никитино. Там он представил доказательства, подтверждающие, что он Рудомёткин, и некоторые приняли его, но не очень многие. Он никогда не называл себя Рудомёткиным из-за страха перед властями, но всегда называл себя Петро Левонычем.

 

       Настоящий Петро Левоныч был примерно на 20 лет моложе Рудометкина. Мой дед, Василий Андреевич Бондарев, был ребёнком в городе, где жил Петро Левоныч. Мой дед рассказал мне, что лично знал Максима Гавриловича, и что Петро Левоничем был именно он. Этот Петро Левонич никогда не эмигрировал в Америку и умер около 1912 года. Он был похоронен по месту проживания, на его похоронах было много народу. Мой дед и другие старцы, эмигрировавшие в Америку через Иран, рассказали, что они присутствовали на похоронах.

 

       В одном из письменных отчётов старца из Армении, касающемся Петро Левонича, говорится, что двое старших детей Рудомёткина не приняли этого человека как своего отца. Младший, Василий, в большей степени принял его, но только потому, что Василий был ребёнком, когда его отца сослали, и он не помнил его. Василию Максимичу было около 70 лет, когда появился Петро Левонич.

 

       Нет сомнений, что Петро Левонич был самозванцем. Несомненно, Рудомёткин сидел с ним в тюрьме и, несомненно, имел с ним долгие беседы о Никитино и его семье, включая личные вопросы. Несомненно, Рудомёткин также рассказал Петру Левоничу о многом, что он должен был рассказать своей семье и друзьям, если его освободят из тюрьмы и он получит возможность посетить Никитино. Между арестом Рудомёткина в 1858 году и появлением Петра Левонича прошло около 50 лет. Рудометкину в это время было около 90 лет, тогда как Петр Левоничу был значительно моложе. Старцы, которые эмигрировали в Америку, и некоторые из них знали Рудомёткина или чьи родители знали его, не приняли Петра Левонича как Рудомёткина.

 

       Автор данной статьи утверждает, что Петр Левонич воспользовался своим знанием Рудомёткина и поэтому вернулся в Никитино, надеясь на приём как героя, полагаясь при этом на плохую память тех, кто действительно его знал. В какой-то степени ему это удалось.

 

XX

 

       Некоторые приверженцы Рудомёткина, оставшиеся в России, считали, что будут защищены в районе Южного Кавказа от потрясений, предсказанных Рудомёткиным. После периода испытаний их переселят на небольшое расстояние в Сардарабат и на гору Арарат для Тысячелетнего Царства. Затем Рудомёткин чудесным образом вернётся из тюрьмы в свою общину. Такое отношение было хорошо обосновано избранными отрывками из Рудомёткина, особенно теми, которые касались его возвращения для открытия Тысячелетнего Царства. Однако данное пророчество о переселении из России не сбылось.

 

       Несколько ревностных максимистов той эпохи считали, что возвращение Рудомёткина должно было быть буквальным. Он должен был каким-то образом вернуться из тюрьмы или появиться среди них каким-то чудесным образом. Даже с переселением в Америку они всё ещё чувствовали, что возвращение Рудомёткина всё ещё не осуществилось. Они не могли понять публикацию трудов Рудомёткина как приемлемое духовное исполнение; это должно было быть буквально, с его восхождением на какой-то трон и его уничтожением народов. Эти ревностные максимисты затем пришли к выводу, что поскольку Рудомёткин вознесся на небеса, то он скоро вернётся.

 

       Многие из группы, приехавшей в Америку, чувствовали, что пребывание здесь будет недолгим. Они знали, что в России произойдет какой-то тип потрясений и разрушений, но не знали, что именно. Затем, вскоре после их прибытия, в 1914 году началась Первая мировая война, а в 1917 году — русская революция и в 1918 году — гражданская война в России. Многие были убеждены, что вернутся в Россию после того, как исполнятся пророчества, примерно после окончания гражданской войны в России. Они чувствовали, что коммунисты сами рухнут после исполнения суда над православием и царским режимом. Молокане Америки были Сионом из книги Давида Ессеевича; молокане, оставшиеся в России, были Иерусалимом. В конце концов и очень скоро они почувствовали, что Сион, молокане Америки, вернутся в Россию, чтобы воссоединиться с молоканами, которые пережили период испытаний. Все вместе они отправятся в район Арарата и положат начало Тысячелетнему Царству. Затем Рудомёткин чудесным образом появится среди своего народа и примет престол от Христа.

 

       Немногие, кто мигрировал в Америку, вернулись в Россию в 1920-х годах, после окончания Первой мировой войны. Это положительное отношение к скорому возвращению в Россию в конечном итоге исчезло после того, как коммунизм прочно укоренился и обрёл власть в России без каких-либо признаков скорого краха.

 

       В конце концов, молокане Америки вернутся в Россию. Эта страна США является временным убежищем от потрясений эпохи коммунистического Советского Союза. Пророчество Д. Ессеевича о том, что Сион и Иерусалим снова объединятся, исполнится, когда закончится срок убежища молокан в Америке.

 

на Главную