Василий Иванович Самарин

 

Максим Гаврилович Рудомёткин, молоканский Мессия-Царь

 

(перевод с англ.

2016 г.

 

 

       Василий Иванович Самарин (William John Samarin, 1926-2020 гг.) — американо-канадский учёный-лингвист, правнук Ивана Гуреевича Самарина (первого издателя "ДиЖ").

 

 

       В детстве и юности посещал прыгунские собрания в Лос-Анжелесе, но потом произошёл разрыв с молоканством. "ДиЖ" изучал поверхностно (оно и понятно, на это нужны годы). Но статья по-своему интересна.

 

 

 

Благодарности

 

       С удовольствием выражаю благодарность Андрею и Татьяне Коноваловым, а также Михаилу и Стелле Ледяевым за гостеприимство и за неограниченное время, которое было уделено обсуждению религии молокан в её производных формах и, в частности, за внимание к Максиму Гавриловичу Рудомёткину. Г-н Коновалов, администратор www.molokane.org, является самым опытным исследователем во всём, что может иметь отношение к теме «Молокане». Г-н Ледяев предоставил мне копии нескольких документов, которые он подготовил о Рудомёткине, а также и по другим вопросам, которые имели отношение к двухсотлетию (в 2005 г.) возникновения веры молокан. Он также щедро ответил на вопросы, которые я ему задавал во время написания этой работы. Другие же лица предпочли остаться анонимными.

 

 

Начало

 

       Он родился около двухсот лет назад. Это было в 1817 году; другие говорят, что в 1823 году (или около 1832 года). Принято считать, что это было в деревне Алгасово (существующей сегодня примерно в 100 км к северу от города Тамбова), Моршанского района, в Российской губернии (области) Тамбовской, которая граничит с рекой Волгой. Ему дали имя Максим, его отчество было Гаврилович, а его фамилия была Рудомёткин. Семья, возможно, уже была диссидентом от Православной Церкви, взрослые были членами секты хлыстов или молокан (сведения разнятся). Вероятно, будучи увлечённой духовным движением прыгунов и скакунов среди молокан в Никитино (ныне Фиолетово в Армении), семья переехала туда, когда ему было около восьми лет (возможно, молокане из Алгасово были насильно переселены в Армению, где в 1842 году они создали поселение Никитино; переселение молокан было связано с царскими намерениями установить этнически русское присутствие в этом регионе, недавно отвоёванным у Османской империи).

 

       Он, скорее всего, не ходил в школу, но он научился читать и писать. Фотографии его оригинальных рукописей в "Духе и Жизни" показывают знакомство с церковнославянской разновидностью русского языка. Но поскольку публикации Священного Писания на современном русском языке появились с 1819 года (четыре Евангелия в двуязычной форме, славянском и русском), то он мог получить одну из них. В 1850-х годах он основал свои собственные собрания в доме одного из своих последователей.

 

       В 1839 году (или ранее) молокане прибыли в район реки Молочной в Мелитопольском уезде, на территории современной Украины, — либо будучи посланными туда из центральной России царём Николаем Павловичем, либо приехав добровольно. В этом регионе и примерно в это время «секта духовных молокан-прыгунов» возникла в «Аккерманской Бессарабии» и Таврии (Аккерман было её османским турецким названием, заменённым в русском языке на Белгород-Днестровский из-за его расположения на реке Днестр). Бессарабия, часть которой сейчас находится в Молдавии, была оккупирована после войны с Турцией (русско-турецкая война 1806-1812 гг.) при Александре I.

 

       В 1813 году  Александр I пригласил немцев поселиться, обещая свободу вероисповедания и освобождение от военной службы. Среди тех, кто откликнулся, были некоторые лютеранские верующие, которые основали двадцать четыре деревни в Аккерманском округе, где они в конечном итоге представляли более 16 процентов населения. Почти одновременно, пишет И. Г. Самарин во введении к "ДиЖ", вспыхнуло духовное обновление, что «для достижения чистоты души и вечной жизни человек должен родиться свыше и должен обновить себя полным покаянием, чтобы получить явный дар Святого Духа». «Верующие в Духа», как их считали, подверглись нападкам со стороны «неверующих», что привело к распрям, которые побудили государство вмешаться. После этого пророки стали появляться как грибы после дождя.

 

       Терентий Беловзоров (Белогуров), молоканин из Мелитополя, согласно одному источнику, провозгласил себя пророком Илией. Он прибыл в Молочную (так меннониты называют этот район поселения по названию р. Молочной) в 1836 году, проповедуя тамошним молоканам о скором установлении Тысячелетнего Царства, призывая их ничего не делать, кроме как молиться и петь.

 

       Молокане, вместе с духоборами, прибыли в этот район после того, как были изгнаны из Тамбовской и Владимирской губерний в 1823 году. Их тремя деревнями были Ново-Васильевка, Астраханка и Ново-Спасское. После смерти Терентия его последователи всё ещё собирались днём и ночью, пели и молились. От хорошо осведомлённого меннонита, современника описываемых событий, Иоганна Корниса, мы узнаём больше: «Некоторые из них вдохновлялись и выражали себя на своих собраниях посредством странного и необычного поведения. Они топали ногами, вытягивали конечности напряжённым и скованным образом и фыркали через нос, выбрасывая массу нечистот, особенно когда в их собрании появлялся кто-то, кто не принадлежал к их числу».

 

       Другим таким пророком был Лукиан Петрович Соколов (1753-1858), родившийся под именем Аникей Игнатьевич Борисов в Тамбовской губернии. Он отправился на Юг (в то время в Новороссию), где обосновались переселенцы, говорящие на немецких диалектах, — лютеране в Бессарабии и меннониты в близлежащей Таврии. Он и несколько других семей отправились на восток в 1850 году, чтобы присоединиться к единоверцам в Елизаветпольской губернии. Именно Лукиан Петрович ввёл прыжки. Два его личных письма единоверцам, датированные 1845 и 1851 годами, включены в "ДиЖ".

 

       Будучи одним из «учеников» Лукиана Петровича, Максим Гаврилович последовал за своим «героем» в Делижан. Именно там, когда ему было около двадцати семи лет, он получил «дар Святого Духа» и начал «говорить на языках», как говорят сегодня, будучи активным членом местного братства духовных («харизматических») молокан. Затем он начал проповедовать свою версию Тысячелетней религии, которая сделала его последователей членами Нового Израиля. Событие, в котором он был коронован как «царь», по-видимому, подразумевается в письме, адресованном «всем моим людям», в котором он напоминает им о «собрании всех людей», когда знамя с «распростертыми пророческими руками» было поднято над его головой, означающее «меня как царя над всем миром». И он должен был оставаться «царём духов».

 

       Перевод "ДиЖ" на английский язык не подтверждает идею о том, что Рудомёткин был изящным автором, но переводчик-молоканин И. К. Берюков придерживается мнения, что «высокий и красноречивый язык молитв и песнопений в церковных службах является свидетельством Божественной природы вдохновения».

 

       Во время активной деятельности в религиозной общине Максим Гаврилович был женат и имел четверых детей (троих сыновей и одну дочь), зарабатывая на жизнь как колесник или плотник, а также как земледелец. Предполагается, что он был пресвитером среди этих духовных христиан, но это маловероятно, учитывая, что организованная им религия, возможно, ещё не была создана. Однако он уполномочил некоторых лиц на определённые роли. Одной из них было право благословлять браки.

 

 

В тюрьме

 

       Убеждения Рудомёткина, а также его религиозное и общественное поведение, были восприняты неблагоприятно широкой общественностью и, в особенности, лицами из молоканской общины. Некоторые из последних, судя по всему, были вовлечены в подстрекательство представителей государства и церкви к действиям против него. В конце концов, он делал заявления, которые делали его врагом царя.

 

       Последней каплей стала публичная провокация, которая привела к его аресту в 1858 году и заключению в далёкий Соловецкий монастырь на острове в Белом море (к северу от Санкт-Петербурга). Затем в 1869 году он был переведён в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, к северо-востоку от Москвы, якобы более терпимое заключение, благодаря вмешательству графа с фамилией Толстой (не имевшего родства с уже известным писателем). Он умер там около 1877 года, на год позже своего харизматичного предшественника Давида Ессеевича.

 

       Можно с уверенностью предположить, что, возможно, даже не было юридического осуждения, поскольку он сообщил одному из своих корреспондентов, что не знает, как долго он должен был там находиться. Его просто отправили на оставшуюся часть его жизни или пока он не вернётся в лоно Православной церкви, отрекшись от своих пагубных убеждений. Он уведомил своих корреспондентов о том, что священники, как мы говорим сегодня, промывают ему мозги, «Ты должен присоединиться к нам, Рудометкин, — сказал настоятель, — преклони колени передо мной у моих ног, и я дам тебе власть по всей Российской империи». После своей смерти, будучи врагом Церкви, он был бы похоронен с позором, поэтому место его захоронения неизвестно.

 

       Нет никаких свидетельств очевидцев о его долгом заключении, хотя его, возможно, время от времени навещали единоверцы. Чтобы пережить заключение в течение примерно девятнадцати лет, ему, должно быть, оказывали некоторое утешение и помощь; несколько раз он упоминает, что получал деньги. Он также переписывался с семьёй и последователями, однажды написав: «Я написал вам много писем», по-видимому, потому, что он был обеспокоен тем, что они забыли о нём. Действительно, он осуждает и проклинает тех, кто «не повиновался» его завету и «отступил» от его пути, и «похулил» его пророческую деятельность, при этом некоторые из них названы по именам.

 

       МГР использовал различные способы, чтобы избежать цензуры, — это факт, скрытый в его писаниях. Секретность предполагается в словах: «Вы можете писать обо всех делах, которые мне нужны, слово за словом отдельно в письме, чтобы не быть заметными». В другом месте он пишет: «Сообщи мне об этом (чтении его «"екретного письма") в твоём письме ко мне так: «Наш и твой лиман наполняться с того стал». Тогда я буду знать наверняка, что оно достигло твоих рук». Письма подвергались цензуре перед тем, как быть ему переданными, или не были переданы ему вообще из-за наличия информации религиозного характера.

 

       Рудомёткин объявил себя боговдохновенным пророком и считался таковым с тех пор. Его пророческое служение возникло в результате эволюции в сторону радикального апокалиптизма и милленаризма в идеологии и в демонстрации благочестия. Но эти культурные черты не появились в вакууме. Русский народ экспериментировал с экзотической религией на протяжении столетий, и иногда эти эксперименты приводили к взрыву, как это и произошло среди меннонитов, которые стали недовольны апатичной религией, в которую превратился в России русско-прусский анабаптизм.

 

       Достаточно рассмотреть Великий поход меннонитов 1880-1884 годов, мотивированных эсхатологическими идеями и переселившихся из Европейской России в район Бухары в Туркестане. Этот исход должен быть иметь некие тайные мотивы (которые мы пока не до конца понимаем), аналогичные тому, что последователи Рудомёткина называют походом, путешествием в лучшее и безопасное место.

 

       Меннониты переселялись группами, и общее число переселенцев было около 600 человек. Группа, которую вёл в «страну убежища» Клаас Эпп-младший, особенно интересует нас из-за сходства его движения с движением Рудомёткина. И меннониты, и молокане читали и говорили о романе Иоганна Юнг-Штиллинга «Тоска по Отчизне», т. е. о земле убежища и мира, переведённом на русский язык. Доказательство этого утверждения можно найти в одном из документов меннонитов 1830-х годов: "Молокане обладают писаниями Штиллинга, читают их усердно и особенно ищут те упоминания, в которых описывается Тысячелетнее царство мира". Эпп считал себя пророком Илией и Мельхиседеком. Для него белые ризы имели такое же религиозное значение, как и для Рудомёткина. Например, он оделся в белые одежды в тот самый день в 1889 году, когда он ожидал возвращения Иисуса. Проповеди Эппа были настолько эксцентричными, что даже другие участники похода, такие как Авраам Петерс, считали его «лжепророком».

 

       Своими заявлениями во время своего заключения Максим Гаврилович продолжал напоминать своим последователям, кем он был и что он собирался для них сделать. Но продемонстрировал ли он свои особые отношения с Триединым Богом каким-либо деянием, которое они могли бы счесть чудесным? Ни одним, похоже. Ни одним, если только это не была его способность общаться с Богом на том, что он называл «святым небесным языком» и «языком Сиона». Именно на этом языке ему были даны имена, и на этом языке (в «новых огненныхязыках») он молился, и Святой Дух диктовал ему послания: Бог «дал мне премудростьи разум написать сию святую книжицу на святом горнем  новом языке» .

 

       Крещение Святым Духом, которое пережили его последователи, также было в «огне глагола новых языков». Другими словами, говорение наязыках — явление, известное нам как глоссолалия — было признаком крещения СвятымДухом, как это было у пятидесятников в начале 20-го века, а затем снова во времяХаризматического возрождения 1960-х и 1970-х годов.

 

       Оказывается, глоссолалия у максимистов — это не то же самое, что я записал и проанализировал в Америке и о чём смотрите в моей книге "Языки человеческие и ангельские" ("Tongues of men and angels", 1972 г.). И я был неправ в той книге, когда написал, что слышал глоссолалию в молоканских церквях в Лос-Анджелесе. Это было до того, как я изучил "ДиЖ" и нашёл ту самую последовательность слов в писаниях МГР, которую я много лет назад в своей юности услышал в молоканском собрании: "Паргинал, Асурингал, Юзгорись". В собрании люди декламировали эти «небесные» слова, которые они выучили и которые они не  произносили экспромтом.

 

       Большинство слов Максима — это личные имена, названия мест, титулы и т. д., как в следующих примерах:

 

город Облитан — это новый Иерусалим;

новый Адам по имени Русмелдан;

Фаиль Сагдан Ваг — есть Слово Божие;

Енфаиль Савахан — небесное имя.

 

       В этих экзотических словах некоторые фонетические последовательности встречаются в языках, которые Рудомёткин мог слышать, а некоторые слоги появляются в разных псевдословах, например, "фаиль" и "гинал" ( повторение в пар-гинал а-сур-гинал , — этот псевдограмматический приём появляется и в современной харизматической глоссолалии). По крайней мере одно слово, Ахмет — то, что он считал своим божественным именем — является распространенным арабским именем для мужчин в ближневосточных исламских культурах. Его полное имя было Ахмет Гельгель Енфаиль Савахан Юлия, что МГР перевёл как «победитель числа зверя 666».

 

 

Пророческие планы в заключении

 

       Версия Молоканской религии Максима Гавриловича, вероятно, превратилась внечто гораздо более экстремальное, пока он был в тюрьме. О её ранней форме, представленной устно, у наснет информации; о последней у нас есть её исчерпывающее описание в том, что мы можем назвать его Тюремными Письмами, датированными 1858-1877 гг. Они являются пояснительными, поскольку излагают еговзгляды, но при этом в случайной и повторяющейся манере. Именно в этом смысле он является учителем и наставником.

 

       Следует отметить, что у нас нет доказательств того, что рукописи были на самом деледатированы правильно, за исключением Повести 30 из Книги 14, датированной «23 января 1873 года, городСуздаль», — хотя в подзаголовке Повести написано «Добрый день к лету». Каким бы ни было первоначальноечисло рукописей МГР, некоторые из них сохранились и были увезены в Америку внуками сестры МГР, которая вышла замуж за Архипа Суковицина.

 

      Публикация в 1928 году «Духа и Жизни» как работы, одобренной братством, была, вероятно, результатом ответа на просьбу Рудомёткина, когда он писал: «Я только прошу вас переписать все эти мои книжки вместе в одну большую книгу». В той же статье он инструктирует своих последователей читать «эту книгу всем в собрании», но он продолжает увещевать их, что это не должно делаться в присутствии «неверующих» (предположительно, даже молокан, которые не были его последователями), которых, как и автора данной статьи, следует считать «свиньями». Эти сочинения явно «секретные». Неудивительно, что "ДиЖ" стала тайной и оккультной священной книгой («только для посвященных»). Преданные последователи МГР используют "Дух и Жизнь", чтобы освятить место или событие, — примерно так поступают православные по отношению к кресту или иконе.

 

       Сочинения Рудомёткина не все являются дискурсами в обычном смысле — т. е. не являются «формальным, упорядоченным и развернутым выражением мысли по теме». Некоторые изглав действительно описывают то, чего можно было ожидать в ближайшем будущем. Но есть также молитвы, тексты песен, ритуалы для особых случаев, таких как свадьбы и похороны, и дидактические «чтения» на различные темы. Только из-за постоянного надзора он не смог написать всё, что было продиктовано Духом в «новых огненных языках». Была ли эта литература распространена среди его последователей во время и позже его заключения в России, у нас до сих пор нет достоверной информации. Однако, похоже, что публикация «Книги Солнца» уже была им задумана, когда он писал, что эта Книга «ещё не существует вполне строками в нашей стране, а только лично содержится в одном мне, духовном царе, не телесно, а словесно".

 

       Никто не подвергал систематическому анализу видения Рудомёткина о Новом Израиле иего наставления его духовным гражданам, ожидающим его установления. Это было бы монументальной задачей, если бы она была выполнена серьёзно. Печатные части начали появляться только вмолоканских колониях в Аризоне и Лос-Анджелесе. Мы можем только погрузиться в корпус, чтобы понять писателяи его навязчивые идеи, начиная с заявлений, которые он делал о себе. При выборе утверждений уделялось внимание тому, чтобы они были буквальными, а не метафорическими, признавая, что безстрогого и систематического анализа всего корпуса иногда неясно, что на самом деле имеет в виду автор. Слова "дух" и "духовный", возможно, являются наиболее двусмысленными в некоторыхконтекстах. Фактически, эти слова встречаются так часто, что можно допустить, что во многихслучаях они не имеют реального значения, как, например, когда человек восклицает о своих предках: «Я чувствую, что они со мной духовно!».

 

  • Он — «окончательный... главный герой и победитель и неустрашимый решитель всякого зла». Это заявляется сразу после восхваления егомолоканских предшественников Матвея Семёновича Далматова, Семёна Матвеевича Уклеина иЛукьяна Петровича Соколова.
  • Он был предсуществующим: «Прежде нежели были Адам, Авраам и святые пророки, Я уже был".
  • Он, как «сей Дух» есть «в лице Сам Бог", «Бог верных», «Бог земли», «Дух мой есть Бог».
  • Он — Царь: «царь над всем миром», «главный всемирный царь»,«поставленный Христом Царь», избранный и помазанный быть «главой и вождём Нового Израиля», "Царь и пророк новорусского народа".
  • Он был избран, чтобы установить Царство Христа на тысячу лет.
  • В XIX веке «Бог совершит Свой суд над сим зверем бездны и любодейцею его, сидящую на нём », это произойдет «очевидно». Причины задержкиприведены в 14 МГР 9.
  • В это время «всякий святой человек может вскоре ожидать основания начала новогрядущего века тысячелетнего единомысленного земного Царства Христова, и собрания всех избранных людей Божиих» в долине у горы Югвагир.  
  • Его новое имя — Енфаиль Савахан Юлия, «помазанникБожий».
  • Он — «Книга Жизни, печать Бога живого».
  • Он — «истинный сын Божий» и «новый наследник всей вселенной», «родоначальник всего нового Израиля», его Дух — Бог, хотя он равен поплоти со своими друзьями и последователями.
  • Он — «Царь Юрес, новый иудейский Мессия», перед которым «преклонятся иудеи и всеплемена языков», принося ему дары.
  • Его страдания в тюрьмах — как жертвенный Агнец за грехи избранного народа, это его «крест».
  •  Ему была дарована власть прощать «все грехи».
  • Он — «Господин и вечный Поручитель» за души своих последователей.
  • Он всегда молится лично за своих последователей, чтобы Бог записал их имена в Книге Жизни «при мне, Царь духов».
  •  Он — «семиэтажная небесная лестница, по которой только вечно восходят и нисходят песни и молитвы святых».
  •  Он проклинает «в этом веке и в будущем» тех, кто богохульствует или оставляет «этот Дух»;  «всяк противящийся мне ныне смертью да умрёт, кто бы он ни был»;те, кто проклинает его, будут прокляты Богом навечно, а те, кто благословляет его, будутблагословлены, так говорит сам Бог.
  • «Он будет видимо воскрешать мёртвых и перетворять всех живых, тому достойных».
  •  Он написал свою книгу для людей Нового Сиона «по дикту Святого Духа в новых огненных языках».
  • Он есть «память Бога Вседержителя» и «жизнь вечная».
  • С помощью «новых откровений», пишет он, Бог «прославляет меня»; когда Бог будет судить сатану и дьявола, это будет «ради меня».
  •  «Я... вечно не умру, а только по каждое столетие в том теле своём видимо переменяться буду". 

       Если бы сборник пророческих писаний Максима Гавриловича Рудомёткина и его современников не был опубликован в Америке, их тысячелетняя версия новой религии могла бы исчезнуть как просто ещё одна раскольническая разновидность, которая бросала вызов авторитету Церкви и Государства. Хотя им удалось обрести последователей на обширной территории Закавказья, сея раздор среди молокан (некоторые из которых уже приняли духовный выбор в вере и практике (так называемые прыгуны)), не было никакой литературы, которая могла бы направлять этих новых раскольников, подвергавшихся жестоким преследованиям за свою революционную идеологию.

 

 

Максимизм в Америке

 

       Хотя МГР знаком с Библией, его понимание Писания иногда бывает неточным. Например, он пишет, что Бог руководил евреями «под видом  образа человека именем Иегова», тогда как Иегова, конечно, является одним из имён, под которыми Бог известен в еврейском Писании.

 

       Рудомёткин считает, что Бог доверил ему всех сектантов-молокан, «народ Божий новый Израиль». В конце концов, он был призван установить Царство Христа на тысячу лет и жить вечно с этой общиной как особое население. Поэтому он осудил разделение, возникшее из-за неверности и непослушания среди его последователей и из-за преследований со стороны посторонних .

 

       Даже если религия Рудомёткина была установлена как новая секта среди других молокан вРоссии, она, похоже, не была перенесена как таковая в Америку. Чтобы утверждать, что это произошло, потребуются доказательства того, что существовала по крайней мере одна группа Новых Израильтян, сознательно соблюдавших предписания Максима Гавриловича.Они вполне могли заслужить название «максимисты». Тем не менее, похоже, что былилюди, которые были максимистами скрытым образом, — вероятно, те, у кого были копии рукописей МГР, некоторые из которых поселились в Аризоне.

 

       Предание гласит, что Алексей Сергеевич Толмачев (1861-1937) из Никитино каким-то образомстал хранителем рукописей МГР и что, когда он привёз свою семью, чтобы поселиться в Аризоне вконце мая 1912 года, он заставил свою жену запечь рукописи в две буханки хлеба, чтобы контрабандой вывезти их из России.

 

       Возможно, даже до публикации "ДиЖ", американские молокане-прыгуны принялинекоторые догмы Рудомёткина, но даже те, кого сегодня считают «максимистами» другие молокане,  отвергли многие из его идей, например, принятие мусульман в тот же Рай, предназначенный для Новых Израильтян. В любом случае, "ДиЖ" устанавливает, во что следует верить и что практиковать в братстве.

 

       Поскольку религия Прыгунов признаётся духовной (в том числе и из-за спонтанного вмешательства Святого Духа в религиозные и парарелигиозные контексты), мы не можем быть уверены в том, насколько эта религия продолжает находиться под влиянием литературы Максима Гавриловича.

 

       Первым признаком максимизма, вероятно, было водворение "ДиЖ" на престоле вместе с Библией. Это произошло, когда пророк произнёс пророчество (И. Г. Самарин был одним из тех, кто не одобрил это действие, по крайней мере, согласно свидетельству его внука Ивана Алексеевича Самарина. Последний никогда не имел Книжицу дома на обеденном столе вместе с открытой Библией. Сохранившееся предание выглядит следующим образом:  После завершения воскресной вечерней службы мужчина встал со своего места среди певчих и подошёл к алтарю (место и имена опущены). Взяв Книжицу в руки, он молча поднял её над головой. Пресвитер тут же объяснил, что эта книга была «стеной», которая защищала верующих, и пророк добавил, что те, кто «удалят» эту Книгу, потеряют благословение, которое пришло с ней. После чего он сделал высказывания на «неизвестном» языке.). С тех пор, к испугу и возмущению некоторых братьев, её стали использовать вместо Библии, когда благословляли просителей «на кругу» во время моления, держа её над их головами.

 

 

Заключение

 

       Ценность знакомства с Максимом Гавриловичем Рудомёткиным заключается в том, что его жизнь и труды являются квинтэссенцией духовной народной религии в России. В «Духе и Жизни»,в которой доминирует множество произведений Рудомёткина, мы имеем не просто творение отдельного ума одного человека, но суть видений его собственной эпохи и столетий подобной религиозности.

 

       Максим Гаврилович действительно имел в виду всё, что он записывал, хотя нам может быть трудно понять, что некоторые из его слов означали. Но можно придерживаться и другой точки зрения. Вместо этого можно сказать, чтоон очень заблуждался и, возможно, даже бредил. Таким образом, к нему можно относиться как к недостаточно серьезному явлению.

 

       Другая точка зрения, по крайней мере, спорна: МаксимГаврилович был обманщиком. Он мог быть просто амбициозным активистом, как и многие другие в религиозной среде того времени; не имеявозможности и свободы создавать массовые митинги, не имея радио и телевидения, он обратился к распространению своих посланий, непрерывно развивая свои идеи на протяжении многих лет.

 

       Только глубокий анализ текстов может привести нас к лучшему пониманию того, каким человеком был Максим Гаврилович.

 

       Для возможного понимания Максима Гавриловича может быть использована его версия о   сотворения мира в самомначале Первой Книжицы — это можно понять как игру воображения. В качестве примера можно посмотреть на  «Потерянный рай» Джона Мильтона XVII века и «Ад» Данте Алигьери XIV века, с которыми, однако, никогда не возникало  сомнений относительно их принадлежности к классу художественной литературы. Но Рудомёткин рассказывает своимпоследователям, что с тех пор, как он был «юным безродным дитём», он задавался великими вопросами, такими как «как и откуда впервые проявился Сам Бог богов». Наконец,ему было открыто всё. То, что его рассказ о творении отличается от того, что написано  впервой главе Бытия, не объясняется. Должны ли его верующие принимать его историю или библейскую?

 

       Среди тех, кто считает себя молоканами того или иного рода, ходят слухи, что большая часть написана не им. Однако об этой точке зрения известно недостаточно, чтобы можно было бы её анализировать. Но мы должны признать загадочным то, что так мало известно о происхождении,сохранении и существовании его рукописей и обо всех причинах, которые бы объяснялипубликации различных версий (мы даже не знаем, кто, кроме Павла ИвановичаСамарина (сына Ивана Гуреевича) на самом деле работал в типографии, с которой я познакомился всего через десять лет после того, как "ДиЖ" стала продаваться в  магазине на заднем дворе моего прадеда).Некоторые люди до сих пор верят, что во всём этом есть много сокрытого.

 

на Главную