Краткие замечания о "ДиЖ"
1. Помазанник в Своих рукописях использует написание имени Сына Божия как "Iсусъ" (без второй буквы "и", т. е. "Исус"); общепринятые два "и" — самостоятельное решение издателей.
* * * * *
2. Столь популярное у молокан выражение "Ангел-Хранитель" у Помазанника отсутствует.
* * * * *
3. Слово "пресвитер" у МГР также не используется (присутствует только у ДЕ и в Молитвеннике).
* * * * *
4. Несмотря на благочестивое желание у некоторых выставить Помазанника в более выгодном свете, тем не менее следует признать, что — по крайней мере с официальной точки зрения — ни в каких ЯМАХ (каменных мешках и земляных ямах) Он, находясь в монастырских заключениях, не сидел (хотя на практике, конечно же, возможно всякое).
Помазанник находился в Соловецком монастыре в 1860-1869 гг., между тем трёхэтажное здание тюрьмы было построено ещё в 1842 г. и все узники — по крайней мере, официально — находились именно там. Хотя в тюрьме был полуподвальный этаж для особо важных узников и Помазанник — теоретически — мог находиться и там, но из воспоминаний В. И. Немировича-Данченко, посетившего Соловки в 1872 г. (спустя всего 3 года после перевода Помазанника в Суздаль), видно, что
— тюрьма была полупустой;
— архимандрит Феофан (годы настоятельства 1865-1871) был куда более человеколюбивым, чем сменивший его Феодосий (1871-1878 гг.).
Кроме того:
— в 9 МГР пов. 19 ст. 6 граф Толстой "увиделъ его въ окно" (яма окон не имеет, хотя в полуподвальном этаже маленькие окна были на уровне земли);
— в Суздальском монастыре вообще никаких ям не было.
Суммируя вышесказанное имеем, что, скорее всего, в стихе "Я, известный братъ вашъ, бывшiй заточённый въ Соловецкомъ острове, и теперь сижу въ такой же яме Суздальского монастыря" (13 МГР 1; 11) под "ямой" следует понимать замкнутое пространство, каковым и является тюремная камера.
* * * * *
5. Согласно Помазанника, Древо Жизни и Древо познания добра и зла — это одно и то же дерево:
— "Въ чёмъ поставилъ лично предъ ними (т. е. Адамомъ и Евой) Знамя праздника Седьмаго дня, — Древо Жизни подъ названiемъ Добра и Зла" (1 МГР 12; 6);
* * * * *
6. Заключённые в скобки слова "постоянные" (после слова "молокане") в 4 МГР 6; 16 и 8 МГР 15; 1 — редакторская вставка (в оригиналах их нет). И если в 4-ой Книжке, судя по контексту, речь идёт действительно о постоянных молоканах, то в 8-ой — опять же судя по контексту — имеются ввиду уже прыгуны, НЕ принимающие МГР.
* * * * *
7. Огненное крещение (или крещение Духом Святым и огнём ) — в данных выражениях под "огнём" многие понимают страдание, и это НЕПРАВИЛЬНО. Смысл слова "огненный" такой же, как в словосочании "новые огненные языки", т. е. полученные в виде огня ( как это и было у Апостолов в день Пятидесятницы). Похоже, что дары без этого огня являются подделкой (в лучшем случае — неполноценными).
* * * * *
8. Согласно Книжице, Змей в Раю — красивый молодой юноша (1 МГР 15; 1). Единственный, созданный без пары (1 МГР 13; 5). Причём (с точки зрения состава плоти) настолько схож с первыми людьми, что Каин — в самом прямом смысле — является его сыном.
* * * * *
9. При чтении Библии складывается впечатление о том, что в духовном мире (ДО сотворения Земли) было только ОДНО восстание против Бога. Согласно Книжице, этих бунтов были ДВА (1 МГР 1, 5; 1 МГР 8, 9-10; 1 МГР 11, 1; 1 МГР 20, 4):
а) первый бунт учинён чёрными (или бесами) (имя вождя по Книжице — Вельзевул, сатана);
б) второй — аггелами (имя вождя — Лебеил, дьявол, Асмодей).
* * * * *
10. Учение о членах Сиона и членах Иерусалима (члены Иерусалима — это промежуточная категория между членами Сиона и последователями Антихриста; они, претерпя мучения от последних, присоединятся к Сиону), присутствующее у ДЕ и ЕГК, у Помазанника отсутствует : у МГР народ делится — без всяких подразделов — только на две части: святых и проклятых, т. е. записанных и незаписанных в Книгу Жизни (5 МГР 8, 12-14; 6 МГР 8, 11; 9 МГР 36, 5-7; 10 МГР 11, 5; 10 МГР 30, 13).
* * * * *
11. В 6 МГР 13, 9 упоминается имя Духа Илии-пророка АНФО. Однако в рукописях Помазанника это имя пишется АПФО:
(Нажмите на изображение для увеличения; повторное нажание — возврат в исходное положение)
Благодаря рукописным оригиналам становится понятным, что из этого Имени образованы однокоренные слова АПФИРИТИЗМЪ, АПФИРИТИКИ, АПФИРИТИКОВАТЬ. Между тем в Елизаветинской Библии (Библия на ц.-сл. языке) принято написание АФФО (4 Цар. 2, 14; в Синодальной Библии "Аффо" переведено как "Он Самый"), а вариант АПФО используется в паремиях (паремия — фрагменты Библейских текстов, используемые во время богослужения в Православной церкви). Почему такое разночтение сложилось в Православии, и почему Помазанник отдал предпочтение паремиям, а не Библейскому тексту — неизвестно.
* * * * *
12. В 2 МГР 6 (стр. 214) имеется рисунок Древа Жизни:
(Нажмите на изображение для увеличения; повторное нажание — возврат в исходное положение)
Однако внизу 242 стр. (местоположение соответствует 3 МГР 11) напечатана следующая сноска:
(Нажмите на изображение для увеличения; повторное нажание — возврат в исходное положение)
Таким образом, рисунок Древа Жизни Помазаннику может НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ. Источник изображения не указан, в планах ЕГК он также отсутствует.
* * * * *
13. Мы привыкли нашу третью Книгу называть "Дух и Жизнь". Однако, по замыслу издателей, данная Книга должна называться "Книга Солнца", при этом писания ЛПС озаглавлены "Дух и Жизнь", писания ДЕ — "Сионская Книжка", писания МГР — "Утренняя Звезда" (Предисловие, стр. 5 (в некоторых изданиях — стр. 7)). Но сложилось по-другому, и общее утвердившееся название Книги стало "Духъ и Жизнь" (без всяких подразделов).
14. В 3-ей Книжице МГР заявлено, что данная Книжица написана "въ Богомъ данный праздникъ въ месяцъ названiемъ мартъ 1862 года". На первый взгляд кажется, что упомянутый праздник — это Пасха (а как же иначе?). Но православная Пасха в 1862 г. начиналась 8 апреля (20 апреля по Новому стилю), а иудейская — 3 апреля (15 апреля по Новому стилю). Отсюда следует, с учётом истории молоканства, что в марте 1862 г. под "Богомъ даннымъ праздникомъ" имелся ввиду православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта 1862 г., по Новому стилю — 6 апреля 1862 г.). Но уже в следующей 4-ой Книжице Помазанник пишет, что получил откровение о том, что "Оставьте вы вышеупомянутые внешнiе праздники, поставленные минувъ священнаго Писанiя..." (4 МГР 12; 4) и "...Празднуйте вы те праздники, которые написаны въ Библiи: 3-ья книга Моисея, глава 23" (4 МГР 7). В дальнейшем эволюция взглядов МГР на праздники доросла до утверждения, что "...НЫНЕ намъ не нужно иметь никакихъ обрядныхъ и нарядныхъ письменныхъ дней и праздниковъ, еврейскихъ и языческихъ" (10 МГР 10; 8).
на Главную