Противостояние Религиозного и Социального

в прыгунстве

 

 

       Любой молоканский авторитет (в том числе и у постоянных) — это прежде всего политик. И "духовное" для него — как и для всякого политика — это забота об увеличении паствы, о мире внутри паствы и (по возможности) увеличение собственного веса среди этой же самой паствы. Поэтому скрытый смысл всех проповедей — это загнать всех в собрание и навечно там прописать.

 

* * * * *

 

       Однако при этом, выражаясь в терминах общественных наук, СОЦИАЛЬНОЕ вступает в противоречие с РЕЛИГИОЗНЫМ. Если РЕЛИГИОЗНОЕ (как показано в статьях выше из этого раздела) — это лукавство и самообман на всех уровнях, то СОЦИАЛЬНОЕ (т. е. если рассматривать посещение собрания как СОЦИАЛЬНУЮ обязанность членов, как место СОЦИАЛЬНЫХ контактов и общения, как место СОЦИАЛЬНОЙ взаимопомощи) — это практически 100 % идеальный инструмент для СОХРАНЕНИЯ общества, который действительно работает. Т. е. собрание как СОЦИАЛЬНЫЙ институт — однозначно ВНЕ критики. Не случайно практически все авторы роликов о молоканах восторгаются последними именно с этнографической точки зрения. 

 

* * * * *

 

       Однако СОЦИАЛЬНОЕ отличается от РЕЛИГИОЗНОГО точно также, как ДУШЕВНОЕ отличаетсяот ДУХОВНОГО, — это абсолютно разные, взаимоисключающие принципы. То есть условия, направленные на достижение мира и единства в собрании, противоположны условиям, обеспечивающими личный духовный рост человека. — Здесь, для доказательства данного тезиса, стоит отметить тройку моментов:

1) Для стада индивидуальность не нужна, нужен покорный член... Поэтому все проповеди направлены на ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ человека: будь кроток, смирён, не высотись, борись с собственными недостатками, люби ближняго...

2) Из-за того, что в СОХРАНЕНИИ общества видят главную ДУХОВНУЮ задачу (которая на самом деле является ДУШЕВНОЙ ), всё переворачивается с ног на голову — вместо ДУХОВНОГО роста идёт деградация. Как пример: весьма распространена дискриминация человека, имеющего репутацию пьющего, и — полное молчание в отношении "правильно ведущего себя" антимаксимиста...

3) СОЦИАЛЬНОЕ столь доминирует над РЕЛИГИОЗНЫМ, что антимаксимисты не решаются создавать собственные собрания...

 

* * * * *

 

       Для инакомыслящих — для спокойствия их совести — придумана гениальная формула: "Думай что хочешь, а в собрание ходи". И человек, кардинально не согласный с молоканскими понятиями (но посещающий собрания), всё равно — через годы — опыляется от общества и... становится как ВСЕ.

 

* * * * *

 

       Объединить должным образом СОЦИАЛЬНОЕ и РЕЛИГИОЗНОЕ не получилось ни у Ветхого Израиля, ни у Нового.

 

на  Главную