Дуализм в Книжице

 

       Под ДУАЛИЗМОМ — в философии, психологии, религии, мифологии и т. д. — понимают наличие двух противоположных управляющих Начал. Как правило, эти два Начала не существуют автономно друг от друга, но ведут между Собой борьбу; эта борьба обеспечивает прогресс или деградацию, а относительное равновесие между Ними называется гармонией (к которой в идеале все и стремятся). Эта парадигма признаётся даже материализмом и атеизмом (помнится ещё со школы — "Закон единства и борьбы противоположностей"). Естественно, что в различных религиях эти Начала именуются Богами. 

 

* * * * *

 

       ДУАЛИЗМУ противопоставляется МОНИЗМ — когда существующее разнообразие сводится к одному, единому Началу. И в Библии на всё это есть примеры:

Монизм: "Какъ напротивъ зла — добро и напротивъ смерти — жизнь, такъ напротивъ благочестивого — грешникъ. Такъ смотри и на все дела Всевышняго: ихъ по два, одно напротивъ другого" (Сир. 33, 14); "Я образую светъ и творю тьму, делаю миръ и произвожу бедствiя; Я, Господь, делаю всё это" (Ис. 45, 7).

Дуализм: "Богъ есть светъ, и нетъ въ Нёмъ никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5), "Богъ есть любовь" (1 Ин. 4, 8).

 

* * * * *

      

       Противоречия между монизмом и дуализмом в Библии разрешаются легко. Различают ПЕРВИЧНЫЙ дуализм (когда противоборствующие Начала НЕ имеют над собой никакого Руководителя (Судью, Регулятора, Надсмотрщика и т. д.) и являются вполне самостоятельными; напр., Зороастризм) и ВТОРИЧНЫЙ дуализм (когда над этими противоположными Началами есть ещё Высшее Начало). Как не трудно догадаться, в Книжице представлен именно ВТОРИЧНЫЙ дуализм:

— "...Богъ Боговъ... и Богъ всехъ человековъ... и Богъ Духъ, Иже всюду происходящiй отъ Нихъ Обоихъ. И въ чём Этотъ обоюдный Ихъ Духъ вечно разделяется везде на два класса — какъ въ ангелахъ, такъ и въ человекахъ — подъ именемъ Духа Чистого и Нечистого. И вотъ эти оба Духа всюду безпрерывно ведутъ между собою брань и войну подъ предводительствомъ начальныхъ Главъ Своихъ, иже есть Алфеила и Лебеила или, короче сказать, Света со Тьмою. Въ чёмъ Богъ Боговъ, Самъ Богъ Отецъ Ихъ, дозволилъ Имъ Обоимъ въ томъ ратоваться отъ начала и до кончины века видимо въ лице ангеловъ и человековъ. ...Всюду Этими Обоими Вождями и Ихъ духами предвечно управляетъ Самъ Богъ Боговъ и Каждому судитъ по деламъ Ихъ. Который Самъ же доверилъ Этимъ Обоимъ Вождямъ и Ихъ духамъ вечно судить и водить всехъ человековъ, равно добрыхъ и злыхъ, кто чему достоинъ въ сёмъ веке и будущемъ" (1 МГР 4, 6-12).

       Таким образом, наличие Зла в мире — это РЕШЕНИЕ БОГА-ОТЦА, Который, являясь Светом, допускает Тьму. Т. е., если Бог-Отец учитывает волю Духа Нечистого, значит у Последняго имеются кое-какие права... Собственно, это уже не наше дело.

 

* * * * *

 

       Но вот тут имеем интересный момент:

с одной стороны, Бог-Отец — Судья, учитывающий требования Зла;

с другой, "...Богъ въ Агнце вечно научаетъ людей Своихъ всюду творить добро, а Дьяволъ зверемъ вечно научаетъ людей Своихъ всюду творить зло" (2 МГР 11, 11), т. е. Христос проповедует только Добро.

       Таким образом, решение Бога-Отца как Судьи МОЖЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ от Его воли в Боге-Сыне. Т. е., напр., Помазанник как пророк Бога-Отца может пророчить одно, а как пророк Иисуса Христа — другое... Как говорится, ничего личного, просто логика... Но простоты в понимании Книжицы это не добавляет.  

 

на  Главную