О книге Н. Дингельштедта
"Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту"
Вне всякого сомнения, данная книга — ЛУЧШАЯ по истории прыгунства. Помимо исторической состовляющей, она позволяет лучше понять некоторые вопросы по Книжице, — причём иной раз даже такие, которые не объясняют даже оригиналы МГР.
* * * * *
Некоторые замечания о "Закавказских сектантах..."
1) Основное внимание уделено именно секте прыгунов.
2) Описание зарождения прыгунства выглядит очень правдоподобно, хотя проверить это, конечно, уже невозможно.
3) Автор (для того, чтобы сектанты к нему привыкли) несколько месяцев (! ) прожил среди них и специально избегал всякой полемики с ними. В результате он получил возможность быть свидетелем многих сектантских деяний, событий, разговоров и т. д., которые обычно для посторонних наблюдателей сокрыты. Будучи прыгуном понимаешь, что все это действительно списано с натуры.
4) Не следует обращать внимания на ироническое отношение автора к сектантам, — в его положении это естественно и это меньшее из зол, которое он мог сделать (по крайней мере, до православных лжецов-миссионеров ему очень далеко ). Частично присутствующие неправдоподобные слухи о прыгунах — не его вина.
5) Из книги видно, что послания Максима Гавриловича были практически неизвестны первым поколениям прыгунов.
6) Самое главное достоинство книги — ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ зарисовки автора, которые для понимания взглядов и психологии сектантов дают больше, чем любые комментарии всяких историков. В частности, видно, что прыгуны увязли в учении ДЕ и из этого болота не могут вылезти до сих пор.
* * * * *
Совсем по-другому выглядят "Очерк религии..." и книга Телегина "История наших предков", — они в первую очередь являются ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ продуктами, а не историческими исследованиями. В этих "творениях" сделано всё, чтобы выставить М. Г. Рудомёткина не родоначальником нового Учения, а строгим последователем Библии. Вкупе с предвзятым отношением к фактам (замалчиванием одних и выпячиванием других), вкупе с историческими ляпами (особенно в телегинской книге) и однобокими взглядами (напр., совершенно не упомянуто влияние хлыстовства на прыгунство ) ценность этих "трудов" практически нулевая.
* * * * *
Книга "Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту" вышла в 1885 г., её более ранний журнальный вариант — статья "Прыгуны " — в "Отечественных записках" за 1878 г. После этих публикаций различные "исследования" и заметки о прыгунах теряют всякий смысл (по следующим причинам ):
— по тщательности и достоверности никто не смог даже просто приблизиться к уровню Дингельштедта;
— авторы статей о прыгунах так или иначе пересказывают "Закавказских сектантов...", ничего нового — в плане познания о молоканах — не добавляя.
— прыгунство после МГР утратило всякую активность и перестало представлять из себя что-либо выдающееся; даже путевые заметки, описывающие встречи с прыгунами, не интересны.
* * * * *
Список наиболее известных дореволюционных статей о прыгунах (все они, по факту, просто кратко пересказывают работы Дингельштедта):
— М. Монастырёв "О секте прыгунов или духов" (журнал "Екатеринославские еп. ведомости" № 17-20 за 1893 г.);
— Е. Марков "Русская Армения" (журнал "Вестник Европы", май 1901 г.);
— "Памятная книга Эриванской губернии на 1902 г." (Эривань, 1902 г., статья С. Колосов "Русские сектанты в Эриванской губернии");
— Т. Буткевич "Обзор русских сект и их толков" (Харьков, 1910 г.);
— А. Дунаев "Секта прыгунов в Закавказье" (из книги "Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды" под ред. М. Кальнева, Одесса, 1911 г., — кстати, этот Дунаев невнимательно прочитал Дингельштедта, отчего в биографию МГР добавил элементы из биографии другого деятеля прыгунства — Укола Любавина (Любофеева), и эта мешанина перекочевала в русско-язычную Википедию (статья о МГР));
— А. Ляйстер "Прыгуны в Закавказье" (Эривань, 1912г.);
— В. Терлецкий "Очерки, исследования и статьи по сектантству", вып. 3 "Хилиастические движения в сектантстве" (Полтава, 1915 г., 3-е изд.);
— К. Плотников "История и обличение русского сектантства" (Петроград, 1916 г., 3-е изд.).
* * * * *
Книга Н. Дингельштедта рекомендуется для уже привыкших к критике; её можно прочитать на данном сайте, пройдя по ССЫЛКЕ .
на Главную