Противостояние прыгунов и "ДиЖ"
(противостояние со стороны обрядности)
Обрядность в молоканстве можно разделить на три части:
1. Обрядность, рассматриваемая собственно как само богослужение (моление, благословение, поклонение);
2. Обрядность, обеспечивающая порядок при богослужении (расположение народа, очерёдность и синхронность второстепенных действий и т. д.);
3. Обрядность, являющаяся данью уважения памяти о предках (наличие одежды в старорусском стиле, использование самоваров вместо чайников и т. д.).
Речь пойдёт о первом пункте (
"Видимое упование... есть хула на Дух Святой..." — написано в 11 МГР 22; 5. Естественно, молокане относят "видимое упование" к иконам, крестам, мощам и т. д. Увы, но пережитки православия всё-таки остались и в молоканстве — в богослужении (напр., поклонение писанию на столе или благословение писаниями), в житейском быту (напр.. угольники в домах, открытые писания на столах и т. д.), в психологии (напр., обрядовое сознание, иной раз приводящее даже к суеверию). Сравните, напр.:
Православие (икона) |
Молоканство (писание) |
Я поклоняюсь не иконе, а Тому, Кто изображён на иконе (это официальное толкование; кроме того, многие поклоняются иконе именно как некоему священному предмету, тем более что ей ещё и благословляют; в любом случае — несмотря на "духовное" объяснение — поклонение иконам является идолопоклонством). |
Писание — это Слово Божие, а Слово Божие — это Христос. Поэтому я поклоняюсь не писанию, а Христу (это официальное толкование; кроме того, многие поклоняются писанию... см. слева). |
По всей видимости, богослужение должно быть построено на ЕСТЕСТВЕННЫХ обрядовых действиях, упомянутых в Писании, напр.:
— Благословение должно быть ТОЛЬКО руками (с одной стороны — "Въ рукахъ пророческихъ уподобился Самъ вечный Богъ" 9 МГР 26; 4 (взято из Кн. пр. Осия 12 гл. 10 ст. на церк.-слав. языке); с другой — "Ибо верно есть, что Богъ — истинный Духъ, и также верно, что никогда Онъ не обитаетъ въ камняхъ, дровахъ и ручныхъ работахъ, а истинно всегда Онъ пребываетъ въ Своихъ избранныхъ телахъ и душахъ" (7 МГР 8; 54);
— Поклонение должно быть в Духе (как минимум — должно сопровождаться проявлением ДАРОВ, как максимум — присутствием и участием ДУХА);
— Молельщики и ст. певцы должны уметь ПЕТЬ и МОЛИТЬСЯ в Духе (11 МГР 9; 10);
— Т. н. "открытия" ("открыши"), которые нигде не прописаны, являются (скорее всего) ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ показателем нашей веры, ибо некорректно заверять Живое слово мёртвой буквой;
и т. д., — но такая полнота отсутствует.
В своё время молоканские обряды были громадным шагом вперёд в сравнении с Православием, но ныне устарели, — при сегодняшнем интеллектуальном уровне они выглядят анахронизмом (как и те идеи, которые в них изначально вложены), напр., брачный обряд — это нагромождение ненужных и глупых действий. Постоянное исполнение обрядов проникает в подсознание и перестаёт восприниматься критически, так что даже умный человек со временем атрофируется в духовности, — поэтому всяким "правдоискателям" приватно говорят: "Думай что хочешь, но в собрание ходи..."
* * * * *
Прыгунские обряды показывают, с одной стороны, насквозь обрядовое сознание молокан (несмотря на проповедь о "поклонении в Духе"), с другой — сильнейшее пренебрежение Книжицей (напр., на браке — при вычитке Закона молодым — не читается ни единой строчки из "ДиЖ").
на Главную