К биографии М. Г. Рудомёткина
Примечание: Статья о М. Г. Рудомёткине в англоязычной Википедии более достоверна, чем в русской, — русскоязычная написана на основе данных свящ. Дунаева в его статье "Секта прыгунов в Закавказье" (из сборника "Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды" под ред. М. Кальнева, Одесса, 1911 г.), и который Дунаев невнимательно читал Дингельштедта, отчего в биографии МГР присутствуют элементы биографии другого деятеля прыгунства — Укола Любавина (Любофеева).
Примерная Семейная справка о МГР выглядит так (годы рождения в разных документах указываются и вычисляютя по-разному):
отец Гаврила Артёмович — род. 1790
мать Домна
МГР — род. 1819, 1820
жена Мария Фёдоровна (Толмачёва) — род. 1816, 1819
сын Ермолай — род. 1841, 1842
сын Алексей — род. 1843, 1844, 1845
сын Дмитрий — род. 1851 (ум. в возрасте 1 года; данные взяты из "Камерального описания..." с. Никитино за 1852 г.; возможно, это описка чиновника, т. к. нигде в Писаниях Помазанника, а также в прыгунском предании, никаких сведений о сыне Дмитрии нет )
сын Василий — род. 1856, 1857
19 декабря 1857 г. — "Максимъ Рудомёткинъ, который впоследствiи, какъ выражаются прыгуны, превзошёлъ Соколова... назвалъ себя царёмъ духовнымъ и, въ присутстви многочисленнаго собранiя прыгуновъ, венчалъ себя на царство".
25 декабря 1858 г. — Высочайше утверждено положение Кавказского Комитета о помещении в Соловецкий монастырь "главного распространителя на Кавказе секты "о духе" или "прыгунковъ" государственнаго крестьянина Шемахинской губернiи Максима Рудомёткина". Замечание: с. Никитино входило в состав Эриванской губернии; причина, по которой в документах о МГР фигурирует — наряду с Эриванской — Шемахинская губерния (восток Азербайджана ), неизвестна.
12 января 1859 г. — дано уведомление временно назначенному настоятелю Соловецкого монастыря Мелхиседеку (годы настоятельства 1857-1859) о помещении Рудомёткина под особый надзор (уведомление дано сразу после вынесения приговора о высылке в монастырь ).
Апрель 1864 г. — арх. Порфирий (1859-1865 гг. настоятельства) первый раз донёс в Синод о фактах присылки денег Рудомёткину и взаимной переписке его с единомышленниками. Указывается, что сообщить о получении денег Рудомёткин должен "Бакинской губернiи в г. Шушу содержателю станцiи Порфирiю Софонову".
30 мая 1864 г. — арх. Порфирий представил в Синод "письмо отъ Рудомёткина, написанное рукою содержащегося въ монастыре арестанта капитана Ильина...", добавляя при этом, что в письме своём "Рудомёткинъ обращается не къ одному лицу, а къ целому обществу, говоря: "Миръ вамъ, благословенное потомство святыхъ прародителей, по духу Господа моя родная Божiя братская семья". Далее возвещается, что "пробилъ 11-й часъ Небесного времени... " и т. д. Данное письмо под названием "Летучее письмо" представлено в Файлах для обмена
. Ниже представлены первые строчки из этого документа, показывающие, что это письмо написано всё же рукою МГР (о чём также свидетельствует тематика и стилистика текста):
(нажмите на рисунок для увеличения, повторное нажатие — возврат в исходное положение)
8 августа 1868 г. — Эриванский губернатор сообщил, что "прыгунками, черезъ Дарачичагское почтовое отделенiе, послана Рудомёткину белая рубаха по следующему адресу: Въ Архангельскъ, Настоятелю Соловецкого монастыря для передачи Рудомёткину" (о получении ничего не сообщается ).
6 октября 1868 г. — Начальнику Архангельской губернии из Управления Наместника Кавказского послано отношение, в котором сообщается о том, что письма Рудомёткина своим одноверцам "имеют характер догматических, а не частныхъ", в связи с чем Министру Внутренних Дел был сделан запрос: "Не признано ли будетъ возможнымъ сделать зависящее распоряженiе объ усиленiи надзора за Рудомёткинымъ въ месте его заключенiя и о принятiи действенныхъ меръ къ окончательному прекращенiю сношенiй съ нимъ прыгунковъ".
10 февраля 1869 г. — Кавказский Комитет по Высочайшему утверждению положил: "...перевести Рудомёткина, согласно заключенiю Святейшаго Синода, въ Суздальскiй Спасо-Евфимiевъ монастырь".
февраль-апрель 1869 г. — переписка между Владимирским губернатором, Владимирской Духовной консисторией и настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря по вопросу: поместить ли имеющего прибыть из Соловецкого монастыря крестьянина Рудомёткина среди братий или в арестантское отделение? Принято решение: "Въ виду недавняго побега, учинённого находившимся подъ строгимъ надзоромъ игумена Палладiя... то, для предупрежденiя побега крестьянина Рудомёткина... и въ видахъ пресеченiя дальнейшей переписки Рудомёткина со своими единомышленниками... содержать его (Рудомёткина) въ арестантскомъ отделенiи".
27 мая 1869 г. — "Секретный арестантъ Максимъ Рудомёткинъ доставленъ въ г. Владимiръ".
на Главную