Монтанизм

 

       Несмотря на то, что прыгунство — по крайней мере внешне — представляет собою сплав молоканства с хлыстовством, тем не менее (по ряду характеристик) наиболее похожей на прыгунство оказалась секта монтанистов.

 

 

1) История монтанизма.

 

       Монтанизм — религиозное движение II века в христианстве. Названо в честь своего основоположника — Монтана.

 

       Течение возникло после того, как бывший языческий жрец Монтан из Фригии (на территории современной Турции), обратившись в христианство (около 156 года), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Богом, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных ХАРИЗМАХ, то есть особых дарах Святого Духа, преимущественно в пророческом даре. Последователи Монтана признали своего учителя за Параклета (как по-гречески, так и на латыни — Дух Утешитель ), обещанного в Евангелии от Иоанна.

 

       Апологетом монтанистов был величайший ум первых веков христианства Тертуллиан (ориентировочно 155 (160)-220 гг.). Примерно в 207-210 гг. он перешёл в монтанизм, из-за чего и не был канонизирован ни в Западной, ни в Восточной Церквях.

 

       Монтанизм осуждён на Первом Вселенском соборе (325 г.), просуществовал до VI века.

 

 

2) Учение и схожие черты.

 

       Монтан верил, что был пророком Божьим и что Параклет говорил через него. У Монтана было две приближённые женщины, Присцилла и Максимилла, которые также заявляли о том, что Святой Дух говорит их устами. Со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, причём фригийское поселение Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом.

 

       Монтанистские пророки говорили не от своего имени, а прямо от лица Бога вообще или от лица Параклета. На этом держится обвинение некоторых полемистов против Монтана, будто он выдавал себя за Духа Утешителя; в действительности Монтан себя за Параклета не выдавал, но видел в себе и других пророках только чистый орган Параклета, в котором Дух Утешитель говорит от Своего собственного имени. Монтан говорил: "Человекъ какъ лира, а Я накатываю какъ бряцало", "Вот человек спит, а Я бодрствую", "Я Отец пришёл", "Я — Господь Бог Вседержитель, открывшийся в человеке".

 

       Основой учения Монтана была идея о том, что после вознесения Спасителя Откровение не завершилось, а продолжается через пророков и пророчиц; а смысл учения — Второй Завет с Сыном ещё не полный и не окончательный и лишь в последнем Богооткровении — в пришествии Святого Духа — завершается спасение; новое Пророчество, новое Откровение, Третий Завет посланы Богом через Монтана и двух пророчиц. Любое противоречие Монтану, Присцилле или Максимилле объявлялось хулой на Святого Духа. Также монтанизм характеризовался напряженным эсхатологизмом (близость Конца времён и Страшного Суда) и миллениаризмом (близость 1000-летняго Царства Христа на земле).

 

       Тертуллиан, сделавшись монтанистом, признал, что окончательный, высочайший период христианского нравственного усовершенствования наступил с полным откровением Параклета, действующего в Монтане и других пророках и пророчицах. Он различал следующие периоды в истории религиозно-нравственной жизни человечества:


— первоначально люди существовали в периоде ДЕТСТВА;

— период ОТРОЧЕСТВА наступил со времени Закона (Моисеева);

— Христос ввёл Церковь и всех верующих в состояние ЮНОШЕСТВА;

— наконец, с последними откровениями Параклета наступил ПОЛНЫЙ ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ исполнения Христова.

 

       Монтанистское движение заявило себя и со стороны литературной, именно — предвещания Монтана и других монтанистских пророков и пророчиц были записываемы. Составился, таким образом, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ канон Священного Писания, который не сохранился.

 

       Как происходили богослужения неизвестно, однако Епифаний (?-403 гг.) свидетельствует, что въ обычных церковных собраниях монтанистовъ нередко выступали юные девы, одетыя въ белые одежды и несущие возжённые светильники.

 

 

3) Секта монтанов в России.

 

       Данная секта к монтанизму никакого отношения не имеет (кроме названия, необоснованно данного православными миссионерами). Представляет собой разновидность хлыстовства (самоназвание "духовидцы"). Считается, что основана в 1835 г. в Самарской губернии; как и хлыстовство в целом, постепенно исчезла.

 

на  Главную