НОВОСТИ
01 декабря 2020 г.
* * * * *
Последнее обновление на сайте:
20. 01. 2021
* * * * *
|
||
НОВОСТИ01 декабря 2020 г.
* * * * *
Последнее обновление на сайте:
* * * * *
|
История духовных царей в молоканстве
Со стороны кажется, будто Г-подь в XIX веке посеял в молоканстве несколько зёрен для взращивания царей и решил посмотреть, что из этого получится. Побеги дали только три семени, и лишь одно принесло плод (описаны только значимые в своё время лидеры в молоканстве).
1. Секта общих.
"Общие" — разветвление молоканства. Секта образовалась в первой трети XIX века в Саратовском Заволжье; к моменту переселения в Закавказье центрами деятельности стали сёла Яблонный Овраг и Тяглое Озеро Николаевского уезда Саратовской губернии. Самым известным лидером "Общего Упования" (самоназвание секты) был Михаил Акинфиевич Попов (1790-1873 гг.). Переселение последователей секты в Закавказье началось с 1833 г. и сконцентрировалось в Ленкоранском уезде Шемахинской губернии. Сам Попов прибыл в 1838 г. и с 1839 г. считается признанным главой "Общего Упования".
На первых порах влияние секты в Закавказье было сильное и даже, согласно Дингельштедта (гл. III ), на начальном этапе в неё входили ЛПС и МГР (ДЕ уже в 1845 г. критиковал секту: повести 49-56). Первые видимые проявления Духа произошли именно у общих.
Идейным ядром было ОБЩНОСТЬ имущества (согл. Деян. 2, ст. 44-45; 4, ст. 32), из-за чего секта представляла собой коммуну; за сходство с коммунизмом "общие" считались "вреднее" молокан.
Имелось своё тайное писание (т. н. "Новое Евангелие" или "Завет Духа Святого"), составленное из откровений, полученных сектантами свыше (не сохранилось).
Все верили, что Михаил Акинтьич — праведный царь, что он никогда не умрёт и что он, когда возвратится из сибирской ссылки (годы пребывания 1845-1867 в с. Иудино Минусинского округа Енисейской губернии), то восстановит 1000-летнее Царство и произведёт Суд; его считали тем самым князем Михаилом из книги пр. Даниила (гл. 12, ст. 1).
Попов до ссылки был образцом праведности — ещё в Саратовской губернии положил всё своё имущество в казну секты, а во время следствия вёл себя мужественно и поручался (брал ответственность на себя) за "духовных братьев". Однако в ссылке произошла метаморфоза — Попов превратился в обыкновенного капиталиста. По возвращению в Закавказье он, хотя и занимался благотворительностью, но в духовной жизни секты не участвовал — от его былого религиозного энтузиазма не осталось и следа. Перед смертью приказал похоронить его "в сторонке от кладбища на ровном поле" и распахать плугом место могилы.
В настоящее время секта "общих" не существует (материал взят из работ А. И. Клибанова (1910-1994 гг.), — последняго религиоведа, уделившем истории "общих" большое внимание).
2. Амурские прыгуны.
В Российской Империи было три области, куда выселялись (сначала по принуждению, потом добровольно) молокане и духоборы:
Среди амурских сектантов были прыгуны, но история зарождения прыгунства среди них неизвестна.
Царь, который должен быть открыть 1000-летнее Царство мира на земле, явился в с. Астраханке (11 вёрст от Благовещенска) в 1865 г. Имя ему — Василий Киреевич Попов (однофамилец), 28 лет. Через 4 дня, после сошествия на него Духа, был арестован. Признан вменяемым, по суду отправлен в ссылку в Якутию. По возвращению из ссылки было отказано в просьбе о водворении на прежнем месте жительства. Дальнейшая судьба неизвестна.
Описание этих четырёх дней, времени подследственного заключения и поведения на суде показывает, что имело место действительно сильное духовное явление (по материалам статьи "Явление Царя царей", напечатанной в "Камчатских еп. ведомостях" за 1895 г.; статья представляет собой пересказ — в соответствующем обрамлении — прав. священником дела Амурского окружного суда "Объ экзальтированномъ состоянiи крестьянина д. Ново-Астраханки Василiя Попова").
3. Закавказские прыгуны.
Первое свидетельство о царствовании МГР получил в Никитино: "Вы это помните, где такъ было при сонме всего народа моего, съ простёртiемъ пророческихъ рукъ и со знаменiемъ надъ головою моею для того, чтобы ознаменовать меня Царёмъ всей вселенной" (4 МГР 4; 2). Далее — два пророчества ЕГК:
(нажмите на рисунок для увеличения, повторное нажатие — возврат в исходное положение)
В 3-ей Книжице, датированной 1862 годом и которая является самой ранней из напечатанных (см. "Хронология Кн." ), видно, что в начальный период присутствует некая неопределённость во взглядах Помазанника ("А можетъ изъ этихъ двухъ пророковъ будетъ Помазанникъ..." (пов. 16, ст. 6)), и даже просьба об освобождении ("Прошу я васъ... узнайте это дело, нельзя ли постараться обо мне, утешить скорбь мою..." (пов. 2, ст. 10); "Ещё прошу васъ помолитесь за меня Богу, стобы Онъ меня избавилъ отъ сего места мученiя..." (пов. 3, ст. 16)). Однако Помазанник устоял до конца; нижеприведённый снимок представляет собой последний отчёт о МГР (Суздальскiй Спасо-Евфимiевъ мужской монастырь, 1876 г.):
(нажмите на рисунок для увеличения, повторное нажатие — возврат в исходное положение)
Сопоставление 3-ей Книжки с деятельностью Поповых (см. выше) показывает, что примерно в одно и то же время шло испытание кандидатов на Царство. Победитель известен.
|
|