Н О В О С Т И
(N e w s)

 

09 ноября 2019

"Краткий обзор..."

 

11 ноября 2019

"О семи жёнах"

 

08 декабря 2019

"О книге Дингельштедта"

 

Pryguny.ru  ©  2019

 

 

 

* * * * *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Мини-Отель Плюс - бесплатная программа для гостиниц, хостелов, баз отдыха

 

О книге Н. Дингельштедта

"Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту"

(1885 г.)

(журнальный вариант — "Отечественные записки" за 1878 г.)

 

       Вне всякого сомнения данная книга — ЛУЧШАЯ по истории прыгунства. Единственный минус — описан только НАЧАЛЬНЫЙ (т. е. до заключения в монастыри) период деятельности МГР. По-видимому, послания Максима Гавриловича были практически неизвестны первым поколениям прыгунов...

 

Некоторые замечания о "Закавказских сектантах..."


1) Основное внимание уделено именно секте прыгунов.

2) Описание зарождения прыгунства выглядит очень правдоподобно, хотя проверить это, конечно, уже невозможно.

3) Автор (для того, чтобы сектанты к нему привыкли) несколько месяцев (!) прожил среди них и специально избегал всякой полемики с ними. В результате он получил возможность быть свидетелем многих сектантских деяний, событий, разговоров и т. д., которые обычно для посторонних наблюдателей недоступны. Будучи прыгуном понимаешь, что все это действительно списано с натуры.

4) Не следует обращать внимания на ироническое отношение автора к сектантам, — в его положении это естественно и это меньшее из зол, которое он мог сделать (по крайней мере, до православных лжецов-миссионеров ему очень далеко).

5) Самое главное достоинство книги — ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ зарисовки автора, которые для понимания взглядов и психологии сектантов дают больше, чем любые комментарии всяких историков. В частности, видно, что прыгуны увязли в учении ДЕ и из этого болота до сих пор не могут вылезти.

 

*  *  *  *  *  *  *


       Совсем по-другому выглядят "Очерк религии..." и книга Телегина "История наших предков", — они в первую очередь являются идеологическими продуктами, а не историческими исследованиями. В этих "творениях" сделано всё, чтобы выставить М. Г. Рудомёткина не родоначальником нового Учения, а строгим последователем Библии. Вкупе с предвзятым отношением к фактам (замалчиванием одних и выпячиванием других), вкупе с историческими ляпами (особенно в телегинской книге) и однобокими взглядами (напр., совершенно не упомянуто влияние хлыстовства на прыгунство) ценность этих "трудов" практически нулевая.

 

*  *  *  *  *  *  *

 

       Книга Н. Дингельштедта рекомендуется для исследователей, уже привыкших к критике; её можно прочитать в режиме онлайн, пройдя по ССЫЛКЕ .

 

*  *  *  *  *  *  *

НАЗАД

(к стр. "Дополнительное ")